тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Елена Корзун: Один из главных итогов года – согласование с госрегуляторами критериев ННК

30.12.2015 13:05; Агентство нефтегазовой информации: http://angi.ru/news.shtml?oid=2832944

Москва. 2015 год Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» завершает внушительными результатами: на межведомственном уровне определены критерии ННК, введена рассрочка разового платежа за недропользование. Подробнее об итогах уходящего года и планах на 2016-ый Агентству нефтегазовой информации рассказала генеральный директор АссоНефти Елена Корзун.

- Каких результатов удалось добиться АссоНефти для сектора независимых (в т.ч. и малых) нефтегазодобывающих компаний (ННК) в 2015 году?

- Первое, что нам удалось сделать - это согласовать на межведомственном уровне критерии отнесения нефтегазодобывающих компаний именно к группе ННК и таким образом выделить из категории «Прочие производители» в системе отчетности ФГУП ЦДУ ТЭК группу независимых, в том числе малых, нефтегазодобывающих компаний.

5 августа 2015 г. по этому поводу был подписан протокол многодневного совещания представителей Минэнерго, ФАС, ЦДУ ТЭК и «АссоНефти», утвержденный затем замминистра энергетики РФ Кириллом Молодцовым. В результате с сентября 2015 г. ЦДУ ТЭК в своей отчетности выделяют в графе «Прочие производители» отдельную группу ННК.

Определению критериев отнесения компаний к сектору ННК предшествовала серьезная широкая дискуссия, и в экспертной среде, и на уровне различных министерств и ведомств. В результате количественные критерии были отвергнуты, как и определение «средняя» нефтяная компания. Возобладала позиция ФАС РФ - не ставить никаких пороговых ограничений в развитии независимых производителей нефти, за исключением реально малых компаний, с объемом добычи менее 50 тыс. тонн в год.

Итак, было решено, что в соответствии с согласованными на упомянутых консультативных совещаниях главными качественными критериями к категории ННК относятся следующие нефтегазодобывающие компании:

• - не аффилированные с ВИНК или не входящие в одну с ВИНК группу лиц;

• - не дочерние по отношению к ВИНК и независимые от ВИНК;

• - не имеющие гос.доли в уставном капитале;

• - не имеющие своей масштабной переработки (т.е., ННК не владеют НПЗ, числящимися в реестре Минэнерго),

• - не ведущие свою деятельность на условиях СРП.

Опционно, в случае необходимости возможно выделение внутри сообщества ННК подгруппы «малых» нефтедобывающих компаний с объемом добычи менее 50 тыс т в год (менее 4 тыс т в месяц). По нашим исследованиям, на сегодняшний день это самая многочисленная подгруппа в секторе ННК. И, к сожалению, с отрицательной динамикой добычи. Этим компаниям особенно сложно выживать в условиях проведения налогового маневра и усиления фискальной составляющей. Есть у них и большие сложности в кредитовании проектов. Думаю, что для этой группы следует разработать специальную программу поддержки.

В целом же, упомянутое системное обособление ННК в особую группу было осуществлено со следующими целями:

• - государственные органы должны иметь объективную картинку об экономическом положении не только в крупных ВИНК, но и в небольших (по сравнению с ВИНК) по объемам добычи нефтегазодобывающих компаниях, специфика деятельности которых значительно отличается от специфики ВИНК.

• - четкие критерии дают возможность госрегуляторам администрировать отнесение компаний к этой группе, что в свою очередь позволяет государству оказывать этим компаниям адресную поддержку в кризисные периоды с целью стимулирования развития их бизнеса.

Теперь сектор ННК, представленный, в основном, небольшим нефтегазовым бизнесом и имеющий вследствие этого свою особую специфику (например, монотоварность из-за отсутствия масштабной нефтепереработки; преимущественная ориентация на внутренний рынок сбыта – 65%, в среднем по сектору; работа, зачастую, на небольших, маргинальных, малопривлекательных для ВИНК запасах; особая склонность к активному проведению геологоразведки и внедрению инновационных технологий), будет иметь свою обособленную статистическую нишу, не искаженную показателями тех компаний, особенности бизнеса которых не свойственны ННК.

Описанные меры позволят более качественно и оперативно анализировать ситуацию в секторе ННК - например, как те или иные решения госрегуляторов или изменения ситуации на рынке влияют именно на этот сектор компаний, имеющих существенно отличную от ВИНК специфику своего бизнеса. Но, главное, повторюсь, появится возможность за счет лучшего анализа более обоснованно корректировать управляющее воздействие на деятельность этого сектора - через внесение соответствующих нововведений и правок в нормативно-правовую базу, причём, именно с учетом специфики бизнеса ННК.

Мы предполагаем, что если новая практика мониторинга и формирования статистической отчетности по сектору ННК на основании использования согласованных с госрегуляторами критериальных признаков даст позитивные результаты, то не исключено, что в перспективе, опираясь на эту базу, можно будет выйти и на узаконивание госрегуляторами самого понятия «ННК» – т.е. на придание компаниям сектора ННК четкого юридического статуса, который будет специально прописан в нормативно-правовой базе регулирования недропользования в сфере разведки и добычи УВС.

Это позволит на чётких юридических основаниях оказывать, в случае необходимости для отрасли и страны в целом, адресное государственное стимулирование развития именно этого сектора. Сегодня же это, увы, пока практически невозможно, и во многом именно из-за отсутствия прописанного в нормативно-правовой базе юридического определения того, кто же относится к сектору ННК.

Кстати, есть уже и свежие наглядные примеры востребованности критериев отнесения компаний к сектору ННК. Так, в конце августа стало известно о подготовленном Минэнерго проекте Энергостратегии-2035, в котором особо отмечалась необходимость государственной поддержки именно сектора независимых, в т.ч. и малых, нефтегазодобывающих компаний (ННК), значимость которых для отрасли резко возрастет, по мнению специалистов министерства, после 2020 г. Но ведь прежде, чем поддерживать именно эти компании, надо еще «на берегу» определиться, кто же к ним относится по квалификационным признакам.

Эта тема примечательна ещё и тем фактом, что глава Минэнерго Александр Новак на встрече 28 июля с руководством и активом ТПП РФ в своей реплике в ответ на моё выступление на том мероприятии предложил «АссоНефти» инициировать разработку, совместно с Минэнерго и Минприроды, специальной программы развития сектора ННК в России. Ясно, конечно, что без чёткого понимания, в соответствии с конкретными и простыми параметрическими критериями, что же это такое – ННК, работа над такой программой была бы серьезно затруднена.

Второй значимый результат 2015 годасвоими систематическими рекомендациями отраслевым госрегуляторам мы добились введения в практику разведки УВС механизма рассрочки разового платежа за недропользование при открытии нового месторождения (см. Постановление Правительства № 802 от 6 августа 2015 г.).

Одним из первых пользователей нового порядка стала ННК «ЮКОЛА-нефть», активнейший участник «АссоНефти», которая в августе 2015 года поставила на государственный баланс открытое ею Благовещенское месторождение. Разовый платеж составил для компании в этом случае примерно 8 млн рублей. По новым правилам «ЮКОЛА-нефть» заплатила сразу лишь 20%, а остальные 80% будет выплачивать в течении 5 лет, что позволило ей сэкономленные деньги сразу пустить на обустройство открытого месторождения.

- Ваш прогноз развития нефтегазовой отрасли на 2016 г.?

- В виду нынешней крайней нестабильности ситуации на рынке делать прогнозы сегодня в нашей нефтегазовой отрасли, от которой больше чем на 50% зависит благополучие российского бюджета – дело весьма неблагодарное. Поэтому предпочту говорить о вероятных событиях, наступление которых, с нашей точки зрения, может в очень сильной степени улучшить ситуацию в нашей отрасли, а, стало быть, и ситуацию с наполняемостью российского бюджета.

В первую очередь, я очень надеюсь, что, помимо упомянутой мною долго лоббируемой АссоНефтью и уже введенной рассрочки разового платежа, на подходе реализация и еще одной нашей инициативы – внедрение в нефтегазовой отрасли механизма вычетов затрат на геолого-разведочные работы (ГРР) из базы налога на прибыль с применением повышающих коэффициентов. Для Дальневосточного федерального округа, Иркутской области и Красноярского края предложено использовать коэффициент 3,5, для России – 2 и отдельно для шельфа – 1. Т.е. если фискальные органы будут применять к затратам на поиск и разведку месторождений коэффициент 2, то из налога на прибыль будет исключено до 40 % расходов на разведку, при коэффициенте 3,5 – до 70 %. Это – существенная помощь именно для компаний нашего сектора, на долю которого приходится примерно 14 – 17 % разведочного бурения всей отрасли. По нашим сведениям, документ, вводящий в действие данный механизм, Минприроды согласовывает в настоящее время в Правительстве.

Еще одна проблема, решение которой мы надеемся найти в 2016 г., заключается в следующем. До сих пор на государственном уровне не решены вопросы обоснованного определения размера арендной платы за землю при размещении объектов нефтегазодобычи и связанной с этим инфраструктуры (в частности, трубопроводов), что приводит к злоупотреблениям правообладателей земельных участков при определении цены за землю. В этой связи необходимо законодательно закрепить принципы определения арендной платы за землю, предельные ставки арендной платы и порядок расчета убытков, понесенных владельцами земли. Планируем в этом вопросе тесно сотрудничать с ОАО «АК «Транснефть». Уже достигнута договоренность с руководством компании об объединении усилий для решения этой общей для нас большой проблемы – систематизации определения размеров платы за пользование земельными участками для строительства и эксплуатации трубопроводов и инфраструктуры добычи нефти.

Теперь от частностей, пусть и очень важных для нас, перейду к более общему, так сказать, фундаментальному аспекту прогнозируемого и желаемого нами в 2016 г.

При этом, для начала предположу, что в наступающем году какого-то ощутимого и, главное, длительного повышения цены на нефть, скорее всего, не будет. И, следовательно, по-прежнему, будет очень актуальна необходимость стимулирования роста объемов добычи – по крайней мере, для того, чтобы за счет количества добываемого хоть как-то компенсировать невысокую цену на нефть.

Итак, сегодня и на обозримую перспективу главным внешним вызовом для российской нефтегазовой отрасли являются низкие мировые цены на нефть. Для выживания в новых условиях необходимо будет стимулировать развитие конкуренции в отрасли. А согласно мировой практике, драйверами развития отраслевой конкурентной среды являются именно независимые, в т.ч. и малые, компании, как наиболее гибкие и склонные к инновациям и оптимизации расходов на развитие.

Особая ставка на стимулирование конкуренции в отрасли в период низких цен на нефть необходима еще и потому, что небольшие компании объективно сильнее, чем крупные, мотивированы работать более ответственно, так как относительно скромные материальные ресурсы малых компаний фактически не оставляют им права на ошибку. В период низких цен на нефть на первое место в недропользовании выходят такие факторы, как эффективная оптимизация затрат, «ручное управление» промыслами, умение развивать связи с небольшими и экономичными российскими, импортозамещающими поставщиками. А всё это, как раз, и есть сильные стороны некрупных компаний.

Именно ННК, подавляющее большинство из которых небольшие компании, меньше, чем российские крупные ВИНК, подвержены сейчас технологическим секторальным санкциям. К тому же, они более гибкие по отношению к изменениям конъюнктуры и мобильны в своей бизнес-политике, уже давно привыкли к работе в проблемных условиях, а также в силу специфики своего бизнеса наиболее склонны к стремлению повышения эффективности капитальных и операционных затрат, к внедрению инноваций и активному проведению геологоразведочных работ, позволяющих им существенно наращивать зачастую не очень богатый изначально доставшийся им сырьевой потенциал.

Поэтому стимулирование на государственном уровне развитие бизнеса ННК, в т.ч. и малых - это очень хороший резерв роста добычи для всей нашей отрасли. Ведь отдача от этих некрупных компаний может быть очень весомой.

Вот смотрите – относительно недавно в СМИ прошла информация о том, что согласно подготовленного в Минэнерго проекта Генеральной схемы отрасли, для восполнения выпадающих (за счёт выбывания из оборота старых месторождений) объемов добычи нефти намечено уделить особое внимание разработке шельфа и трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ). При этом отмечалось, что на российском шельфе в период с 2014 по 2035 год планируется увеличить добычу нефти с 14 млн до 54 млн т, а добыча «трудной» нефти из ТРИЗ должна удвоиться, достигнув к 2035 году показателя в те же 54 млн т.
В тоже время, согласно проведенным по заказу компаний – участников «АссоНефти» в 2012-2013 г.г. исследованиям Энергетического центра Московской школы управления «Сколково», уже к 2030 г. независимые, в т.ч. и малые, нефтяные компании могли бы увеличить (конечно, при соответствующей господдержке) добычу нефти в 3,4 раза по сравнению с нынешней - до 42,8 млн т.

Как видно, порядок цифр возможной добычи по сектору ННК вполне сопоставим с целевыми показателями добычи по шельфу и ТРИЗ. Иными словами, восполнить выпадающие объемы добычи нефти могли бы не только ТРИЗы и шельф, но и некрупные месторождения, разрабатываемые, как раз, ННК. Ведь согласно упомянутым сколковским исследованиям, имеющиеся на сегодняшний день в распоряжении ННК суммарные запасы по категориям АВС1+С2 составляют около 1,8 млрд т. Кроме того, на участках, лицензии на которые уже выданы ННК, сосредоточено еще 1,1 млрд т ресурсов категории С3, являющихся основным потенциалом для углубленной геологоразведки, которую ННК могли бы вести уже в обозримом будущем.

Очень надеюсь, в этой связи, на то, что в 2016 г. нашей Ассоциации удастся реализовать упомянутую выше рекомендацию министра энергетики Российской Федерации Александра Новака – по инициировованию «АссоНефтью» разработки вместе с профильными министерствами - МинЭнерго и Минприроды - специальной программы развития сектора ННК в России. Думаю, такая совместная работа с госрегуляторами заложит мощные стимулы для развития всего сектора ННК, что в свою очередь в огромной степени активизирует всю отрасль в целом, благодаря формированию в ней более благоприятной конкурентной среды.


Возврат к списку