тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Налог для пилотов

Правительство готовится к изменениям в налогообложении нефтянки

17.11.2016; Журнал Oil&Gas Journal Russia: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/Nov_16/28-31.pdf

Для покрытия дефицита бюджета, государство планирует в 2017 году изъять у нефтяных компаний порядка 200 млрд руб. Ожидается, что повысятся НДПИ, акцизы на топливо и экспортная пошлина. Одновременно правительство планирует пойти на налоговый эксперимент: перевести часть проектов на налог по финансовому результату. Сейчас обсуждаются параметры налогового режима, которые должны быть приняты в этом году.

По данным Минэнерго, в прошлом году нефтяная отрасль обеспечила 40% поступлений в бюджет. При этом, по расчетам эксперта Аналитического центра при Правительстве России Александра Курдина, суммарная чистая прибыль крупнейших нефтегазовых компаний в России достигала 2–2,5 трлн руб. (правда, она может снизиться в 2016–2017 годах из-за падения цен на нефть). То есть по сравнению с остальными отраслями промышленности российская нефтянка чувствует себя нормально.

От снижения цен на углеводороды в большей степени, чем нефтяная индустрия, страдает федеральный бюджет, который сейчас несет все риски от изменения конъюнктуры рынка. С 2004 года экспортная пошлина взимается в объеме 65% от стоимости нефти. Такая система вполне устраивала Минфин при высокой цене на углеводороды. Повышение цены автоматически приводило к росту государственных доходов. Падение же привело к тому, что в следующем году дефицит федерального бюджета при цене на нефть в районе $40/барр превысит 2,5 трлн руб.

Одновременно участники рынка отмечают тенденцию к снижению инвестиций в нефтегазовую отрасль. На круглом столе «Налогообложение добычи углеводородов» профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Татьяна Кириченко отметила, что уровень инвестиционной активности пяти российских компаний – «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», «Татнефти» и «Башнефти» снизился с 2063 млрд руб. в 2014 году до 1813 млрд руб. в 2015 году. В первом полугодии этого года компании вложили 434 млрд руб. – по сравнению с прошлогодними 662 млрд руб. В долларовом выражении падение еще заметнее (табл. 1).

Таблица 1

Инвестиции «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», «Татнефти» и «Башнефти» в 2014–2016 годах, млрд

Все это подвигает государство, с одной стороны, «потрясти» нефтяников, чтобы закрыть дырку в бюджете, а с другой – опробовать в нефтянке новый налоговый режим, когда при налогообложении будут учитываться доходы компаний. Минфин рассматривает возможность вернуться к идее налога на дополнительный доход (НДД) и провести эксперимент на пилотных проектах. Эта тема сейчас активно обсуждается экспертами.

Откуда деньги?

В бюджет планируется привлечь дополнительно более 200 млрд руб. за счет повышения НДПИ на нефть и акцизов на автобензин и дизельное топливо. По опубликованному Минфином проекту основных направлений налоговой политики, формула расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет дополнена новым слагаемым, установленным в 2007 году в размере 306 руб. за тонну. Экспортную пошлину Минфин предлагает снизить с 42% до 30%, как было ранее заложено в налоговом маневре.

По словам главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, от повышения НДПИ наиболее пострадают компании с высокой долей добычи – «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», на которые придется 50% дополнительной налоговой нагрузки. По мнению эксперта, также сильно пострадают независимые производители, у которых нет нефтепереработки.

Согласно оценке советника по экономике Ассоциации независимых нефтедобывающих компаний «АссоНефть» Маргариты Козеняшевой, налоговая нагрузка на малые и средние компании с 2014 года выросла с 44% до 50%. По ее мнению, налоговая система, предполагающая изъятия с добычи природных ископаемых, устарела и требует либо серьезной модификации, либо замены.

По словам Маргариты Козеняшевой, более-менее уверенно сейчас чувствуют себя на рынке две группы независимых компаний. К первым относятся те, которые получают льготы по НДПИ, в основном в Восточной Сибири. Вторая группа – компании, которые ведут свою деятельность в Татарстане, где оказывается поддержка со стороны республиканского правительства и «Татнефти».

Изменения российской налоговой системы для нефтяников, по мнению Маргариты Козеняшевой, необходимы, но главное в нынешней экономической ситуации не создавать новых стрессов для компаний. По словам представителя «Иркутской нефтяной компании»

(ИНК), рост добычи предприятий за последние годы произошел во многом за счет региональных льгот. Но для ИНК самое важное – предсказуемость и стабильность налоговой системы, которая постоянно меняется.

НДД для новых и зрелых

Вопрос о том, что налоговая система в добыче нефти должна включать обложение прибыли, впервые обсуждался в России при разработке проекта Закона РФ «О недрах» в 1991–1992 годах. В дальнейшем законопроекты о введении НДД дважды принимались в первом чтении – в 1997 и 1998 годах, но до практического внедрения дело не дошло. В 2014 году законодательный орган ХМАО внес в Госдуму законопроект о взимании вместо НДПИ налога по финансовому результату (НФР) для нескольких месторождений в Западной Сибири. Предполагалось, что таким образом компаниям станет выгодно разрабатывать трудноизвлекаемые запасы и зрелые месторождения, добыча на которых падает.

Такую инициативу поддержало и Минэнерго. Однако против НФР выступил Минфин, который в свою очередь предложил взимать налог с прибыли – налог на добавленный доход (НДД). При такой системе сохраняются НДПИ и экспортная пошлина. Предполагается, что новая система будет также опробована на пилотных проектах.

Таблица 2

Проект НДД

Пострадали нефтепереработчики

Тамара Канделаки, генеральный директор «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», д. э. н., профессор

На нефтепереработке в целом налоговые нововведения сказываются отрицательно. Прежде всего из-за того, что правила игры меняются слишком часто. В 2013 году начался так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, который, в частности, предполагал, что ставки налога не будут меняться до 2017 года. Однако уже в этом году в Налоговый кодекс РФ дважды вносились изменения, когда повышали акцизы на бензин и дизельное топливо. И это на фоне падающего спроса на нефтепродукты. А ведь все российские заводы проводят или планируют модернизацию. Это длительный процесс, который усложнился после введения санкций проблемами с получением кредитов. Сейчас впервые за много лет маржа европейских НПЗ выше, чем российских. Как следствие, в Европе восстанавливаются даже простаивавшие нефтеперерабатывающие предприятия.

Российские «простые», с низким коэффициентом НПЗ с мощностью более 1 млн т работают на пределе рентабельности и при любом налоговом ужесточении могут закрыться. Если такие заводы остановятся, то, вероятнее всего, нефть пойдет на экспорт. Российский бюджет не получит доходы, люди потеряют работу. Так государство ничего не выиграет.

Рисунок 1

Структура добываемой в России нефти по льготам на НДПИ*

В число пилотов могут войти месторождения трех групп. К первой относятся те, которые находятся в новых регионах добычи, например в Восточной Сибири. При этом компании смогут выбирать, переходить ли им на НДД или оставаться в рамках старой налоговой системы, при которой они получают существенные льготы. Ко второй и третьей группам относятся разрабатываемые и новые месторождения Западной Сибири. Степень выработанности месторождений второй группы должна быть не менее 20% и не более 80%. Ставка НДД предполагается в 50%, при этом планируется перенос убытка с индексацией в размере 16,3% (табл. 2).

По словам Сергея Ежова, параметры налога на доходы подбирались таким образом, чтобы обеспечить приемлемую норму доходности для инвестора при разработке новых месторождений в новых регионах добычи.

Ушли от роялти

Алексей Рябов, менеджер группы налогообложения компаний

энергетического сектора KPMG

Обычно страны отказываются от рентной системы налогообложения после того, как добыча начинает падать. Например, пик добычи в Великобритании пришелся на 1999 год, когда бюджет получил 2264 млн фунтов. После отмены роялти произошел рост объемов добычи, в результате чего в 2004 году бюджетные поступления увеличились до 5115 млн фунтов. Интересен опыт Норвегии по стимулированию инвестиционной активности в нефтегазовой отрасли. Там в условиях достаточно высокой налоговой нагрузки на прибыль нефтегазодобывающих компаний (совокупная ставка обычного и специального налогов на прибыль составляет 78%) государство тем не менее возмещает убыточным компаниям расходы на ГРР по налоговой ставке 78%. Посредством этого обеспечивается приток «дешевых денег» как источника дальнейших капитальных вложений в освоение недр. В России государство пока не готово таким образом разделять с компаниями коммерческие риски, в том числе при разработке нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов.

НДД или льготы?

Другие животрепещущие вопросы для нефтянки: будут ли сохраняться при переходе на новую систему налогообложения льготы для месторождений и будет ли переход добровольным или обязательным. Самое большое налоговое послабление – каникулы по НДПИ – с 2007 года получают компании при разработке месторождений в новых регионах добычи. Снижена ставка НДПИ для мелких и выработанных месторождений, с трудноизвлекаемыми запасами и для шельфовых проектов. По словам директора по развитию бизнеса Vygon Consulting Антона Рубцова, в 2015 году объем льгот по НДПИ достиг 355 млрд руб. (рис. 1).

По оценкам экспертов, с 2007 года доля нефти, добываемой по льготной ставке, росла гораздо быстрее, чем доля той нефти, которую добывают по обычной ставке. В первом случае добыча увеличилась в 5,7 раза, во втором – в 1,1 раза. Прошлогодний рост добычи жидких углеводородов почти в полном объеме пришелся на льготные категории. На новых месторождениях добыча выросла на 6,7 млн т.

В свою очередь, наибольший эффект от снижения налога демонстрируют зрелые промыслы Поволжья и ХМАО. Льгота «на зрелость» предоставляется тем компаниям, которые выработали 80% запасов от первоначальных, тогда применяется коэффициент 0,7 к базовой ставке НДПИ. Если степень выработанности превышает 1, то корректирующий коэффициент равен 0,3. В 2015 году в России добывалось 21,6% нефти с выработанных месторождений.

Между тем, по словам Антона Рубцова, льгота «на зрелость» плохо работает для месторождений с высокой долей запасов категории С2, которые могут не подтверждаться при разработке, но формально месторождение остается далеким от 80% выработанности и должно разрабатываться на общих основаниях.

С 2009 года произошел скачок добычи благодаря вводу новых месторождений в регионах с неразвитой инфраструктурой. Под нулевую ставку НДПИ попали: Восточная Сибирь, ЯНАО (севернее 66о с. ш.), Ненецкий округ, Каспийское, Азовское и Охотское моря. В прошлом году на новых месторождениях было добыто около 21 млн т нефти.

Нулевую ставку НДПИ компании получают под ТРИЗ для нефти с вязкостью более 200 мПа с. С 2012 года для нефти с вязкостью в пластовых условиях более 10 мПа с на 10 лет предоставляется 90% скидка по экспортной пошлине. Также применяются понижающие коэффициенты НДПИ в зависимости от проницаемости коллекторов. По данным правительственного Аналитического центра, добыча сверхвязкой нефти с 2009 по 2015 годы выросла более чем на 40%. В прошлом году было добыто около 5 млн т.

Как сообщил на Нефтегазовом конгрессе России представитель Минэнерго, наибольший эффект от льгот для ТРИЗ получен на тюменской свите (конкретные цифры не были названы). С ним согласен и Антон Рубцов, который, впрочем, разделил тюменку на «хорошую» и «плохую». К первой относится нефть с лучшими по сравнению с «плохой» коллекторами. Возможно, первая, по мнению эксперта, разрабатывалась бы и без льгот, а добыча второй так и не началась.

По расчетам Сергея Ежова, переход на предлагаемый вариант НДД невыгоден для зрелых месторождений с льготами, поэтому для расширения периметра применения НДД на всю отрасль требуется его доработка в части переформатирования действующих льгот.

Добровольно или обязательно?

Сейчас Минфин считает, что, в случае если будет принято решение по новой системе налогообложения, переход на НДД должен стать обязательным для всех месторождений в Западной Сибири. Однако возникают опасения, что добыча на части из них может упасть. И, по мнению участников рынка, отказываться от льгот надо постепенно и добровольно.

По словам Сергея Ежова, на месторождениях Восточной Сибири, где большая доля запасов газа, переход на НДД будет невыгодным, соответственно, они предпочтут остаться в рамках старой налоговой системы.

С одной стороны, эксперты признают, что эффективной и объективной оценки того, как сказались на добыче предоставленные льготы, нет. Хотя вроде бы производственный рост говорит о том, что экономические стимулы сработали хорошо. Но остаются сомнения, что компании точно так же могли бы добывать и без льгот. В таком случае НДД – более понятный механизм, который к тому же не привязывает госбюджет к колебаниям цен на углеводороды. Однако при переходе на новый налог всей отрасли необходимы каникулы по НДПИ для новых месторождений и сохранение остальных категорий льготников.

Татьяна Яковлева-Устинова


Возврат к списку