тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Акциз, как удавка

17.11.2017; «Нефтегазовая Вертикаль», №22/2017: www.ngv.ru/pdf_files/33665.pdf

8 ноября Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поступивший из правительства закон, содержащий очередную порцию изменений в Налоговый кодекс России. Наряду с другими нововведениями, документ предлагает расширить круг продуктов нефтепереработки, относимых к средним дистиллятам, как известно, облагаемых акцизом. По оценке Минфина РФ, такая мера позволит собрать в федеральную казну в 2018 году порядка 16,5 млрд рублей (но на этот счет есть большие сомнения).

Понятно, что оборотной стороной предполагаемых дополнительных бюджетных доходов станет усиление фискального пресса. К тому же, как выясняется при внимательном изучении документа, расширение налоговых обязательств затронет преимущественно независимых производителей. В то же время крупные заводы, входящие в состав ВИНК, нововведение практически не затронет, о чем заблаговременно позаботились авторы законопроекта, включившие в него специальные защитные оговорки.

Возможно, в бюджет и удастся собрать дополнительные миллиарды. Но более вероятным итогом видится сворачивание производственной деятельности в первую очередь небольших НПЗ, перерабатывающих сырье независимых нефтедобывающих компаний и поставляющих относительно дешевое топливо особому кругу потребителей, которым объективно не нужен дизель высокого экологического класса. Пострадают и крупные НПЗ, не успевшие завершить модернизацию своего производства.

Исходя из того, что от предлагаемого нововведения будет больше вреда, чем пользы, целесообразно внести в законопроект уточняющие коррективы. Время и возможности для этого еще есть.

В конце сентября в Государственную Думу РФ поступил из правительства и был зарегистрирован под номером 274631–7 законопроект, предлагающий внести изменения во вторую часть Налогового кодекса России. Для того, чтобы новые правила вступили в силу с начала будущего года, прошедший все ступени голосований, согласований и утверждений закон должен быть опубликован до конца ноября.

Время поджимает, и уже 8 ноября депутаты Госдумы РФ проголосовали за закон в первом чтении. К сожалению, при этом возражения экспертного сообщества не были услышаны. И не мудрено – в одном законопроекте собраны поправки, относящиеся к разным сферам деятельности, что само по себе не благоприятствует основательному обсуждению изменений со специалистами. А необходимость в этом велика. Но обо всем по порядку…

ОБ АВТОРЕ:

Владимир Григорьевич Соловкин более 50 лет работает в сфере нефтепереработки: начинал свою трудовую деятельность на Рязанском НПЗ, прошел путь от оператора технологических установок до директора по производству ТНК-ВР, был руководителем многих успешных проектов в России от Камчатки и до Калининграда.

БЛАГИЕ ЦЕЛИ

Как утверждают авторы одобренного российским правительством законопроекта, документ преследует благие цели. Предлагаемые нововведения призваны стимулировать инвестиционную активность, поддержать финансами мероприятия по созданию инфраструктуры автомобильного транспорта, оптимизировать порядок обложения акцизами средних дистиллятов, увеличить поступления акцизов в бюджетную систему. По мнению Минфина РФ, рекомендуемые изменения приведут к увеличению доходов бюджетной системы России в 2018 году на 88,7 млрд рублей. В том числе в результате отнесения к подакцизным средним дистиллятам более широкого круга продукции федеральный бюджет страны получит дополнительный ежегодный доход в размере 16,5 млрд рублей.

Цифры впечатляют. Остается разобраться, из чьих карманов и кошельков эти миллиарды перетекут в государственную казну (и перетекут ли?). И, естественно, важно, чтобы новые правила были справедливыми. К сожалению, описываемый законопроект не безупречен с этой точки зрения.

При внимательном изучении документа выясняется, что расширение налоговых обязательств затронет преимущественно независимых производителей

Прежде всего, нужно признать, что в спешке (нужно же успеть принять закон в сроки, позволяющий задействовать его нормы с 1 января) чиновники отправили в парламент сырой документ. Экспертное сообщество еще не пришло к единому мнению относительно уточнения идентификационных признаков средних дистиллятов.

Эта работа в течение нескольких месяцев проводилась под эгидой Министерства энергетики России в рамках рабочей группы, в которую входили как представители бизнеса, так и научного сообщества. Причем, высказать свои аргументированные позиции имели возможность менеджеры не только крупных вертикально интегрированных компаний, но и независимых нефтеперерабатывающих и нефтегазодобывающих предприятий.

При открытом обсуждении признаков средних дистиллятов большинством участников рабочей группы был отвергнут ряд предложений. Так, не получила поддержки идея отказаться от такого важного признака продукции, как фракционный состав.

Также не набрало голосов специалистов предложение отнести к средним дистиллятам продукцию с плотностью не выше 930 кг / м3 и кинематической вязкостью 2,0 сСт и более при температуре 100 градусов Цельсия. Предлагавшие это коллеги упустили то обстоятельство, что температура вспышки средних дистиллятов составляет 40 – 60 градусов Цельсия. Кроме этого, исходя только из этих идентификационных признаков, средними дистиллятами были бы признаны около 20 продуктов нефтехимии, газовый конденсат, топливо, поставляемое для нужд различных отраслей народного хозяйства, государственного оборонного заказа, для обеспечения потребностей Министерства обороны и специальных служб.

Обсуждение проходило в конструктивном ключе. И понятно почему: участники дискуссии не только хорошо знают предмет обсуждения, но и осознают, насколько велика цена ошибки. Остается сожалеть, что необходимая и важная работа по уточнению признаков средних дистиллятов была прекращена без объяснения причин.

ПРОПУСК В МИР СРЕДНИХ ДИСТИЛЛЯТОВ

Правительство предлагает ввести регистрацию лиц, совершающих операции по переработке средних дистиллятов. Имеется в виду выдавать специальные свидетельства, обладатели которых будут взаимодействовать с бюджетом в части уплаты акциза на средние дистилляты в специально прописанном для них порядке. Для этого Налоговый кодекс предложено дополнить новой статьей 179–6 «Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов» и рядом других положений.

Как следует из правительственного законопроекта, непременным условием выдачи свидетельства будет наличие у заявителя производственных мощностей (хотя бы одного вида) по переработке средних дистиллятов (см. «Профильное оборудование»). Как вариант, заявитель может обосновать право на получение свидетельства наличием договора об оказании услуг по переработке средних дистиллятов, заключенного с организацией – собственником соответствующих производственных активов, непосредственно осуществляющей такую переработку.

Плательщиками акциза на средние дистилляты признаются организации, имеющие соответствующие свидетельства. При этом объектом налогообложения являются как получение (приобретение в собственность), так и оприходование средних дистиллятов, произведенных в результате переработки собственного сырья.

В случае дальнейшей переработки средних дистиллятов акциз в их стоимость не включается. В иных случаях сумма акциза включается в стоимость передаваемых средних дистиллятов.

СПОРНЫЕ СУЖДЕНИЯ

Между тем небрежно и наспех сшитый законопроект был отправлен на рассмотрение в парламент. Чиновники так торопились, что даже не исправили очевидные ляпы. Например, в документе говорится, что «в отношении дизельного топлива с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года применяется ставка акциза, определяемая из расчета 7 665 рублей за литр» (!) Как вам такая вот стоимость литра дизельного топлива?

О том, что проект закона был плохо подготовлен, говорит и тот факт, что, еще до первого чтения, в кабинеты Госдумы потянулись многочисленные ходоки с предложениями о внесении изменений и дополнений в проект закона. Полагаю, уже одно это должно было дать повод задаться вопросами о качестве выносимого на обсуждение законопроекта. Но этого, к сожалению, не случилось.

Законопроект предлагает иную, чем сейчас, формулировку понятия «средние дистилляты». Верхняя граница плотности жидких углеводородов, относимых к этой группе, оставлена неизменной – 930 кг / м3 при 20о Цельсия. Наряду с этим предлагается исключить нижнюю границу (сейчас – 750 кг / м3), что возражений не вызывает.

В результате отнесения к средним дистиллятам более широкого круга продукции федеральный бюджет страны получит дополнительный ежегодный доход в размере 16,5 млрд рублей

Необоснованной и неправильной представляется идея исключить из критериев принадлежности к средним дистиллятам параметры фракционного состава (сейчас указано, что не менее 90 % углеводородной смеси перегоняется при температуре 215–360о). Между тем именно фракционный состав наиболее полно характеризует нефтепродукт и позволяет фискальным органам проводить обоснованное налоговое администрирование деятельности предприятий.

Авторы законопроекта предлагают отказаться от нынешней практики, когда к средним дистиллятам не относят бензол, параксилол, ортоксилол и конденсат газовый стабильный. Таким образом, группа средних дистиллятов стала шире. Но наряду с этим критерии отнесения жидких углеводородных смесей к числу средних дистиллятов дополнены внушительным списком исключений, инициированных лоббистами из ВИНК.

Между тем около 30 % производимых в стране нефтепродуктов приходится на долю мало- и среднетоннажных НПЗ. Вопреки расхожему мнению, это не «подпольные производства», а официально включенные в государственный реестр НПЗ; их регулярно проверяют Ростехнадзор, правоохранительные и налоговые органы. Многие из них активно инвестируют в модернизацию и технологическое перевооружение.

Эти НПЗ являются важной опорой независимых нефтедобывающих предприятий, которые 85 % извлеченных из недр жидких углеводородов перерабатывают на территории России, в том числе порядка 40 % сырья идет на независимые НПЗ.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

К производственным мощностям по переработке средних дистиллятов законопроект предлагает относить следующие виды технологического оборудования:

· установка первичной переработки нефти;

· установка гидроочистки углеводородных фракций;

· установка каталитического крекинга;

· установка гидрокрекинга;

· установка каталитического риформинга;

· установка деасфальтизации гудрона пропаном;

· установка селективной очистки масел фенолом;

· установка селективной очистки масел N-метилпирролидоном;

· установка депарафинизации рафинатов;

· установка производства масел 3-й группы;

· установка гидроизодепарафинизации;

· установка гидроочистки масел и парафинов.

При этом технологическое оборудование в обязательном порядке должно иметь средства измерений для определения количества средних дистиллятов, направленных на переработку.

При оформлении налоговых вычетов, к акцизам на средние дистилляты, произведенные на указанном выше оборудовании, применяется коэффициент 2. В иных случаях выбытия (использования) средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.

Вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, исчисленные при совершении операций, указанных в подпунктах 32 и 33 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, при представлении документов, предусмотренных пунктом 25 статьи 201 настоящего Кодекса.

При переработке средних дистиллятов на производственных мощностях по переработке средних дистиллятов, указанных в пункте 8 статьи 1796 настоящего Кодекса, применяется коэффициент, равный 2. В иных случаях выбытия (использования) средних дистиллятов применяется коэффициент, равный 1.

Экспертное сообщество еще не пришло к единому мнению относительно уточнения идентификационных признаков средних дистиллятов

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Давайте попробуем оценить последствия вступления в силу предлагаемых правительством изменений в части расширения подакцизной группы средних дистиллятов. На мой взгляд, это будет иметь самые негативные последствия не только для нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего секторов экономики страны, но и для других отраслей народного хозяйства, включая горнодобывающую, горно-обогатительную, энергетическую, металлургическую, сельскохозяйственную, лесную, дорожную, жилищно-коммунальную.

Технологическое оборудование и техника, применяемые в указанных отраслях (например, двигатели геологоразведочных самоходных буровых установок, трелевочные трактора с различной конструкцией технологического оборудования, котельные установки, строительные и дорожные машины, дизельные электростанции, силовые дизельные агрегаты с низкими и средними оборотами, теплоэнергетические установки с горелками для сжигания жидкого топлива и т. д.), используют топливо с более низкими качественными характеристиками по сравнению с Евро-5. Это топливо может включать различные фракции первичной и / или вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, а именно: мазута первичной перегонки, крекинг-остатка, тяжелого газойля, легкого газойля, а также отходы масляного производства.

Требования к качеству топлива устанавливаются заводами-производителями двигателей / агрегатов. Таким образом, топливо для технологического оборудования и спецтехники является оправданной альтернативой использования топлива класса Евро-5.

ЕВРО-5 ДЛЯ СЕЯЛКИ?

По своей сути, топливный акциз является сбором с владельцев автомобильной техники, которая передвигается по федеральным и региональным трассам. Ездишь по дорогам – будь добр, внеси посильный вклад в дорожный фонд, средства которого расходуются на ремонт и развитие дорожной сети страны. Это справедливо.

ПРАВИЛО И ИСКЛЮЧЕНИЯ

Проект правительственных поправок в Налоговый кодекс предлагает обновить критерии отнесения нефтепродуктов к средним дистиллятам. Оговаривается, что это смеси углеводородов в жидком состоянии, полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг / м3 при температуре 20 градусов Цельсия.

К этому общему правилу прилагается обширный перечень исключений. Не относятся к средним дистиллятам:

· прямогонный бензин, циклогексан, конденсат газовый стабильный, автомобильный бензин;

· фракция, полученная в результате алкилирования (олигомеризации) углеводородных газов;

· фракция, массовая доля метил-трет-бутилового эфира и (или) иных эфиров и (или) спиртов в которой не менее 85 %;

· фракция, полученная в результате окисления и этерификации олефинов, ароматических углеводородов, спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

· фракция, полученная в результате гидрирования, гидратации и дегидрирования спиртов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот;

· фракция, массовая доля бензола и (или) толуола и (или) ксилола (в том числе параксилола и ортоксилола) в которой не менее 85 %;

· фракция, массовая доля пентана и (или) изопентана в которой не менее 85 %;

· авиационный керосин, дизельное топливо;

· смазочные материалы, в том числе моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

· продукты нефтехимии, получаемые в процессах пиролиза, дегидрирования, алкилирования, окисления, гидратации, этерификации;

· иные продукты, представляющих собой смесь углеводородов в жидком состоянии, содержащих более 30 % ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений.

Но упомянутые выше агрегаты и оборудование никогда не покидают территорию предприятий, зачастую находятся в отдаленных районах, где нет дорог (одни лишь направления) и автозаправок. О каком акцизе в этом случае может идти речь?

Экспертное сообщество еще не пришло к единому мнению относительно уточнения идентификационных признаков средних дистиллятов

Очевидно, что принятие в новой редакции закона о повышении акцизов и расширение перечня нефтепродуктов, подлежащих обложению акцизами, неизбежно приведет к значительному росту цен по всей товарно-производственной цепочке. Потребители будут вынуждены приобретать более дорогое топливо или возвращаться к опасному и неэффективному сжиганию сырой нефти и газового конденсата.

Например, в сельском хозяйстве широко применяются оборудование и техника, работающие на топливе с характеристиками, отличными от Евро-5: сеялки, сушилки, веялки, транспортеры и т. д. И доля топлива в себестоимости конечной продукции составляет значительную часть. Попробуйте предложить сельхозпроизводителям покупать топливо на 8–10 тыс. рублей за одну тонну дороже, чем они приобретают сейчас.

Надо ли объяснять, что вся сельхозпродукция – от хлеба до всех прочих, без исключения, продуктов питания – подорожает? Что ж – встретим год выборов Президента России ростом цен на всех направлениях?!! Аналогичная ситуация складывается и в других отраслях народного хозяйства.

УДАР ПО НЕЗАВИСИМЫМ

Что касается моей родной отрасли – нефтепереработки, здесь ситуация еще сложнее. По общепринятым оценкам, одно рабочее место в нефтяной отрасли создает примерно пять мест в других отраслях. По данным Росстата, на малых и средних НПЗ, не входящих в ВИНК, и независимых нефтедобывающих предприятиях трудится около 200 тыс. человек. С учетом членов семей работников независимой нефтедобычи и переработки, а также мультипликативного эффекта, пострадать от реализации акцизных новаций могут как минимум около 1 млн человек.

Пострадать в буквальном смысле! Сокращение зарплат, остановка предприятий, невозможность найти работу в условиях ограниченного предложения на рынке труда в регионах России. Очевидно, что местные бюджеты органов власти, на чьих территориях находятся малые и средние предприятия добычи и переработки нефти, не получат налогов от деятельности этих предприятий.

Никакого отношения к борьбе с контрафактным топливом на АЗС предлагаемые исключения из общего правила не имеют

Зададимся вопросом: кому выгодны обсуждаемые изменения в Налоговый кодекс и кто может стать главным выгодоприобретателем? Главным бенефициаром этого действа станут крупные вертикально интегрированные компании. Законопроект содержит обширный перечень нефтепродуктов, на которые акцизные правила в отношении средних дистиллятов не должны применяться (см. «Правило и исключения»). Все эти изъятия дают преференции крупным компаниям, в том числе нефтехимическим предприятиям, так или иначе входящим в структуры ВИНК или связанным с ними. Ответственно заявляю: никакого отношения к борьбе с контрафактным топливом на АЗС предлагаемые исключения из общего правила не имеют!

БОИ БЕЗ ПРАВИЛ?

Что будет дальше? А просто – беда! Произойдет передел рынка нефтепродуктов в пользу ВИНК за счет вытеснения с него малых и средних предприятий. Так как крупные компании смогли внести исключения в проект закона по своей номенклатуре продукции, они и предложат потребителям альтернативу топливу Евро-5. Произойдет это за счет доли малых и средних независимых предприятий и по более высокой цене. Другими словами – нерыночная конкуренция с использованием административного ресурса живет и процветает!

На самом высоком государственном уровне постоянно говорится о развитии и необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Фактически же мы видим постоянное ужесточение условий работы для небольших предприятий и внесение в правила игры исключений для крупных игроков.

Считаю, что проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс требует тщательной проработки и оценки рисков негативных экономических последствий в случае его одобрения. Необходимо его широкое обсуждение и согласие всех заинтересованных сторон – крупных ВИНК, независимых производителей и представителей научного сообщества. Возможности для конструктивной дискуссии и взвешенных решений еще остаются.

Владимир Соловкин

Эксперт Ассоциации «АссоНефть»


Возврат к списку