тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Меняем на ходу? Нефтяники надеются подправить уже принятый закон о налоговом маневре

09.08.2018 17:57; ИА «ФедералПресс»: http://fedpress.ru/article/2110583

Нефтяные компании рассчитывают обсудить с президентом России уже принятый и подписанный им закон о завершении налогового маневра, чтобы скорректировать некоторые его параметры в пользу отрасли. Сколько денег это даст нефтяникам и что будет в результате маневра с ценами на бензин – в материале «ФедералПресс».

На кону 3 триллиона

Отдельные положения уже принятого и подписанного президентом Владимиром Путиным налогового маневра нефтяники могут снова обсудить с президентом, сообщила газета «Ведомости». Разговор может состояться после заседания комиссии по ТЭК, которое пройдет 27 августа в Кемерове. Представители отрасли отмечали, что хотя основные параметры маневра уже закреплены в законе, ряд моментов остается открытым для дальнейшей проработки.

На совещании с президентом, по словам источников издания, будут обсуждать возможное повышение с начала следующего года акциза на нефтепродукты, а также введение обратного акциза на нефть. Также представители нефтяной отрасли хотят поднять вопрос о логистическом коэффициенте, который компенсирует нефтеперерабатывающим заводам удаленность от экспортных рынков. По итогам переговоров представители нефтяного рынка намерены добиться изменений в налоговом маневре, которые могут принести им дополнительно 3 трлн рублей.

Напомним, налоговый маневр, означающий снижение экспортной пошлины на нефть и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), будет завершен в течение шести лет. Для этого с начала следующего года экспортная пошлина, составляющая сейчас 30 %, будет ежегодно сокращаться на 5 %, пока не достигнет нулевой отметки. Пропорционально этому будет расти НДПИ.

В законе также прописаны меры поддержки нефтеперерабатывающей отрасли, теряющей из-за маневра значительную часть прибыли, которые одновременно являются и механизмами сдерживания внутренних цен на топливо. Будет введен возвратный акциз на нефть для НПЗ, который удешевит закупки сырья. Получателями акциза смогут стать заводы, выпускающие бензин и дизельное топливо класса Евро-5 и поставляющие на внутренний рынок не менее 10 % производимого объема. К ним могут добавить НПЗ, обязующиеся модернизировать свое производство. Акциз также имеет демпфирующий коэффициент, величина которого зависит от разницы цен экспортных поставок и цен на внутреннем рынке.

Дополнительной льготой при расчете акциза на нефть станет логистический коэффициент, компенсирующий заводам их удаленность от внешнего рынка. В законе прописано шесть региональных групп с разными коэффициентами. Самый большой из них – 1,5 – достанется Ачинскому НПЗ в Красноярском крае. Ангарский НПЗ может рассчитывать на коэффициент 1,4, Ухтинский НПЗ – 1,3, Антипинский НПЗ – 1,1, Омский НПЗ – 1,05.

Генеральный директор ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун сетует на то, что далеко не все регионы получили эту льготу. «Например, Кемеровская и Новосибирская области вообще не получили коэффициентов по возвратному акцизу. А это тот же Яйский НПЗ и другие заводы, которые еще не закончили свою модернизацию и для которых это важно, – отмечает она. – По какому принципу распределялись географические коэффициенты, тоже не очень понятно. Например, Томская область получила 1,1, а Красноярский край – уже 1,5».

Нужны четкие критерии

Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что нефтяникам стоит обсудить с президентом, как именно будут работать прописанные в законе меры. «Я, читая его текст, не увидел там четких критериев по начислению отрицательных акцизов, – отметил он. – Должен быть прописан конкретный механизм, понятный отрасли, которая, глядя на него, могла бы составлять свою стратегию и понимать, что делать с 2021 года, когда НДПИ достигнет максимума, и с 2024 года, когда минимума достигнет экспортная пошлина».

Второй момент, достойный обсуждения, по мнению Фролова, – это возврат экспортной пошлины, если цена на нефть будет расти слишком быстро. Здесь тоже необходимы четкие, математически прописанные механизмы. По мнению эксперта, возможно, в закон стоит внести какие-то изменения, а шестилетний цикл его действия как раз достаточен, чтобы эти изменения спланировать и реализовать.

Елена Корзун также считает, что скорректировать уже утвержденный маневр еще возможно. «В рамках этого закона будут приниматься подзаконные акты, в том числе и постановления правительства, так что, я думаю, надежда есть. Надеюсь, что отрасль будет вести переговоры», – сказала она.

Независимых производителей особенно волнует установленная граница отсечения НПЗ, имеющих право на получение возвратного акциза. Для этого завод должен перерабатывать более 600 тыс. т нефти в год. Этот барьер появился в законопроекте перед вторым чтением и так в нем и остался. «Для нас это была неожиданность, и мы с этим не согласны, – отмечает Елена Корзун. – Мне лично непонятно, почему взят такой количественный показатель, как 600 тыс. тонн в год переработки? Есть ряд заводов с переработкой к 2018 году в 300–400 тыс. тонн, у которых уже намечена программа модернизации, заключены договоры с потенциальными инвесторами и разрабатываются проекты. И теперь цифрой в 600 тыс. тонн они отсечены от своей дальнейшей инвестиционной программы, а акционеры не знают – развивать им бизнес дальше или продавать».

По мнению Корзун, имеет смысл рассмотреть все заводы, зарегистрированные в реестре Минэнерго, и по каждому отдельно принимать решение – давать акциз или нет. Гендиректор «АссоНефть» считает, что принятый закон ставит под угрозу работу независимых нефтепереработчиков. «В принципе вся формула акцизов настроена под завод крупной вертикально интегрированной компании. Наши заводы просчитывали, и получилось, что для среднего НПЗ возвратный акциз значительно, в 2–3 раза, меньше, чем для заводов крупных компаний», – сказала она.

Хватит ли бензина?

Александр Фролов считает, что главный вопрос – даже не выживание нефтепереработки в целом, а обеспечение топливной безопасности страны. «У нас начиная с 2020-х годов может возникнуть дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке. Потому что, если верить тем же расчетам Минфина, рентабельность нефтепереработки после введения новых норм снижается в 2,5 раза, – отмечает эксперт. – В прошлом году у нас было произведено 39,2 млн т бензина, из которых 35 млн потребили внутри страны. При этом даже в период кризиса наш автопарк рос с динамикой плюс 1 млн транспортных средств в год, то есть количество потребителей бензина растет и будет расти дальше. В начале 2020-х годов потребность в бензине у нас превысит 40 млн т. За счет чего мы будем это компенсировать?».

Хорошо, что по дизельному топливу у России есть большой запас прочности. Страна потребляет только половину производимого объема, а остальное экспортирует. Так что, если вдруг станет не хватать бензина, возможно, автолюбителям придется быстро пересаживаться на дизель.

По мнению Фролова, чтобы обеспечить топливную безопасность, необходимо в первую очередь обсудить вопрос акцизов на моторное топливо, которые, кстати, со следующего года должны серьезно подрасти. Эксперт предлагает, наоборот, снизить акцизы на нефтепродукты, которые с 2012 года и так выросли более чем в 2 раза. «Если вы за последние 3 года повышаете акцизы примерно на 4 рубля на литр – то эти 4 рубля добавляются в цену на АЗС, плюс НДС и т. д., – отмечает он. – Так снизьте акцизы до докризисных показателей, сделайте минус 4 рубля, да хотя бы 2 рубля. А повышение акцизов – это подрыв рынка, иначе не назвать».

По словам Александра Фролова, цены на бензин, по сравнению с другими странами, в России вполне приемлемые, проблема в том, что реальные доходы населения продолжают падать. «Это значит, что каждым повышением цены мы провоцируем покупателя снизить динамику покупки бензина и сопутствующих товаров, а значит, отрасль будет получать меньше денег, – поясняет эксперт. – У нас за время кризиса средний чек снизился примерно на 30 %. Потребление бензина снизилось и повысилось вновь лишь в прошлом году, и то мы пока не достигли докризисных показателей. А сопутствующие товары у большинства игроков стали продаваться хуже».

Михаил Калмацкий

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Накануне заседания президентской комиссии по ТЭК отраслевые эксперты предлагают скорректировать параметры так называемого «завершения налогового манёвра». Так, генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» (более 20 лет отстаивает в эшелонах власти интересы малого и среднего независимого нефтегазодобывающего бизнеса) Елена Корзун считает, что возможность улучшить ситуацию еще есть: «В рамках этого закона будут приниматься подзаконные акты, в том числе и постановления правительства, так что, я думаю, надежда есть. Надеюсь, что отрасль будет вести переговоры».

У непосвященных может возникнуть вопрос: «А почему это «АссоНефть, защищающая интересы в основном некрупных независимых именно ДОБЫВАЮЩИХ компаний, столь сильно озаботилась проблемами независимых (т.е. не аффилированных с ВИНК) НПЗ?»

Ответ прост: да потому, что больше половины добываемой нефти компании сектора независимой добычи поставляют именно независимым НПЗ. Поэтому проблемы независимой переработки автоматически становятся проблемами независимой (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством) добычи. Да, у нас это всего 4% от общероссийской нефтедобычи. Но в США, где специфика независимых добывающих компаний, хорошо учтена (в отличие от России) в действующем там госрегулировании, это доля превышает 40% !!! И там небольшие добывающие компании являются подлинными драйверами развития конкурентной отраслевой среды, что и позволило США в очень сильной степени определять конъюнктуру мирового рынка УВС.


Возврат к списку