тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Транспорт газа стал нулевого роста

14.07.2017

Повышения тарифов для независимых производителей не будет

Независимые производители газа после нескольких лет борьбы с «Газпромом» и тарифным регулятором добились знаковой победы. Тариф на транспорт газа для них не будет повышен, хотя оптовые цены на газ увеличились с 1 июля на 3,9%. Тем самым НОВАТЭК и «Роснефть» повышают маржинальность продаж газа, одновременно лишая «Газпром» инструмента, позволявшего монополии частично сдерживать экспансию независимых производителей на внутреннем рынке.

Вероятность того, что тариф на транспортировку газа для независимых производителей будет повышен в этом году, является минимальной, заявил вчера глава ФАС Игорь Артемьев. «Я считаю, что, скорее всего, это будет нулевое повышение»,— сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Поскольку, по данным “Ъ”, ФАС в дискуссиях о тарифе внутри правительства до сих пор была главным сторонником его повышения, высказывания господина Артемьева можно расценивать как признание поражения. Собеседники “Ъ” склонялись к подобному выводу еще на прошлой неделе, когда по указанию господина Артемьева было отменено заседание правления ФАС, на котором повышение тарифов, по данным “Ъ”, могло быть одобрено с перевесом в один голос.

Тем самым независимые производители добились важной победы — впервые в истории тариф на транспортировку (в среднем составляет около 50% себестоимости поставок газа) не будет увеличен, хотя оптовые цены на газ были проиндексированы на 3,9% с 1 июля. Исторически тариф на прокачку повышался темпами не меньшими, чем оптовая цена. Эрозия этой традиции началась в 2015 году, когда благодаря усилиям НОВАТЭК транспортный тариф был проиндексирован только на 2% при росте оптовой цены на 7,5%. В 2016 году независимые производители добивались уже полного отказа от индексации тарифа на прокачку, однако ФАС и «Газпром» связали этот вопрос с ростом оптовой цены, и в итоге лоббистских усилий обеих сторон не был повышен ни тот, ни другой тариф. В итоге все игроки понесли потери, а выиграли потребители. В этом году стороны, решив не повторять прежних ошибок, заранее согласовали повышение оптовых цен, но по транспортному тарифу компромисс предсказуемо не был достигнут, а тем временем прошел срок индексации тарифов — 1 июля. «Это создает дополнительный градиент для развития независимых производителей газа, прежде всего НОВАТЭК, ну и НОВАТЭК активно борется за то, чтобы так оно и было»,— констатировал вчера Игорь Артемьев.

Независимые производители продают газ с фиксированным дисконтом к оптовой цене, при этом транспорт — главная составляющая расходов. Таким образом, при росте оптовой цены и неизменном тарифе на транспортировку маржинальность продаж увеличивается. В 2016 году расходы НОВАТЭК на транспортировку газа составили 84,8 млрд руб., «Роснефти» — 48,2 млрд руб. («Роснефть» примерно треть добычи газа сдает «Газпрому» на входе в газотранспортную систему и, соответственно, не платит за прокачку этих объемов.) Исходя из этих данных, в случае повышения транспортного тарифа эти компании могли дополнительно заплатить «Газпрому» примерно 3,3 млрд руб. и 1,9 млрд руб. соответственно.

Но более важен другой аспект: с помощью транспортного тарифа «Газпром» мог сдерживать экспансию независимых производителей на внутреннем рынке, поскольку за транспортировку собственного газа монополия, по данным “Ъ”, платит меньше. Тем самым «Газпром» через транспорт «отъедал» часть маржи конкурентов, чем несколько компенсировал тот факт, что независимые производители могут продавать газ по любой цене, а сам концерн — только по регулируемой.

«В ситуации, когда “Газпром” настаивает на росте тарифа, а независимые производители предлагают его снижать — например, “Роснефть” выступает за снижение на 20% — правительство приняло соломоново решение: не делать ничего»,— говорит глава экономического направления ИЭФ Марсель Салихов. По его мнению, «Газпром», если хочет убедить правительство в том, что ему нужны дополнительные средства на ремонты и поддержание ГТС, должен раскрывать больше информации о реальной загруженности газопроводов и их техническом состоянии. Пока, отмечает эксперт, «Газпром» делает это в гораздо меньшей степени, чем другие естественные монополии.
Юрий Барсуков

Возврат к списку