тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

По законопроекту об НДД мы находимся в конце пути - первый замминистра энергетики А.Текслер

25.08.2017

25.08.2017 17:16; ИА «Финмаркет»: http://www.finmarket.ru/interview/?id=4594612

Правительство поручило Минфину подготовить поправки Бюджетного кодекса в части сроков принятия налоговых законопроектов, так что у законопроектов по введению системы налогообложения дополнительного дохода появились все шансы быть принятыми в этом году. Об этом и о других налоговых инициативах рассказал в интервью "Интерфаксу" первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер.

- Недавно Вы сказали, что сроки принятия законопроекта о "пилотах" по НДД поджимают, и для того, чтобы он заработал в 2018 году, Минэнерго будет выступать с инициативой изменений Бюджетного кодекса. Согласен ли с этим Минфин, правительство?

- Корректировки Бюджетного кодекса в части уточнения сроков принятия тех или иных налоговых изменений до внесения в Госдуму закона о бюджете на следующий год происходят почти ежегодно, в этой процедуре нет ничего нового. Правительство уже поручило Минфину подготовить необходимые временные поправки в Бюджетный кодекс.

- Когда в таком случае может быть рассмотрен Госдумой этот законопроект, и есть ли шанс, что законопроект о пилотных проектах будет принят в этом году и заработает со следующего?

- По законопроекту об НДД мы находимся в конце пути. Минфин, как я понимаю, на днях внес окончательный вариант законопроекта в правительство. Так что мы рассчитываем на его принятие Госдумой в осеннюю сессию. Естественно, мы хотим, чтобы законопроект заработал со следующего года.

- Изменились ли параметры самого НДД в ходе долгих согласований с Минфином?

- Все основные параметры новой налоговой системы согласованы давным-давно, такие, как ставка НДД в размере 50% от доходов с продажи нефти за минусом расходов, пониженный НДПИ и нулевая ставка экспортной пошлины для новых месторождений, роялти для зрелых месторождений (НДПИ уменьшенный на экспортную пошлину). В последнее время уточнялись нюансы, глубокие детали, такие, как набор расходов, который включается в налогооблагаемую базу и так далее...

- Объем добычи нефти в рамках пилотных проектов и их количество не изменилось?

- Нет, мы по-прежнему планируем протестировать новую налоговую систему на пилотных проектах с объемом добычи до 15 млн тонн. Пока от нефтяных компаний поступили заявки на пилотные проекты с суммарной добычей на половину лимитируемого объема. Но это ничего не значит, так как сама система НДД еще не заработала. К тому моменту когда она будет внедрена, я думаю мы сможем выйти на все 15 млн тонн.

- Сохраняется ли план отработать этот законопроект и через 5 лет распространить на всю нефтяную отрасль?

- Как таковой такой срок отработки законопроекта не определен. Думаю, что мы будем ежегодно подводить промежуточные итоги, а, по истечении трех лет, делать комплексный анализ его работы.

- При подготовке корректировок Бюджетного кодекса ставил ли Минфин как условие быстрого согласования и принятия НДД, отказ, например, от введения с 2018 г налоговых льгот для обводненных месторождений?

- Такого рода требований не было, да и законопроекты это разные.

- Как вообще продвигается работа по подготовке законопроекта о предоставлении льгот для обводненных месторождений нефти? Какие критерии обводненности предлагаются, кто подпадает под действие льготы, как можно ограничить желающих подпасть под льготу? Как идут переговоры с Минфином, попадет законопроект в Госдуму этой осенью?

- Мы внесли законопроект о налоговых льготах обводненных месторождений в правительство. Ждем решения. Под действие льготы подпадают месторождения в ХМАО с остаточными запасами нефти в объеме 110-115 млн тонн и в ЯНАО с остаточными запасами в 90 млн тонн. При этом степень обводнения у них должна составлять выше 85%, а выработанность - от 50% до 80%. Под данные критерии подпадает пять месторождений. Четыре из них находятся в ХМАО - это Самотлорское месторождение "Роснефти", Федоровское месторождение "Сургутнефтегаза", Тевлинско-Русскинское месторождение "ЛУКОЙЛа", Ватинское месторождение "Славнефти", и еще одно месторождение в ЯНАО - Суторминское "Газпром нефти".

- Когда бюджет может получить положительный результат от введения этой льготы? И как уговорить Минфин согласовать их и не включать в НДД?

- Льгота по обводненным месторождениям начнет работать немедленно после ее принятия, компании с первого же года внедрения начнут увеличивать инвестиции в льготируемые проекты. Уже на второй год действия льготы выпадающие доходы бюджета относительно профиля разработки месторождения без льгот станут нулевыми, а с третьего года рост поступлений позволит компенсировать все недополученные доходы в первый год действия льготы. Формат НДД подразумевает более медленную динамику возврата выпадающих доходов и более среднесрочный и равномерный эффект на профиль добычи.

- И все же Минфин по-прежнему против льготы по обведенным месторождениям?

- Да, Минфин считает эту меру несистемной и выступает против, несмотря на выгоды для бюджета и экономики страны. Минфин по-другому считает объем выпадающих доходов. В расчетах он использует технические проекты освоения месторождений и профили добычи, которые утверждались несколько лет назад и которые на данный момент не всегда соответствуют актуальным планам разработки в силу меняющихся экономических предпосылок, геологии и прочих параметров во время освоения. Поэтому у Минфина выпадающие доходы получаются гораздо более высокими. Мы же, когда считаем выпадающие доходы, исходим из реалий и профилей добычи, которые реально получить с месторождений в текущих условиях.

- Как вы будете договариваться с Минфином, и когда все-таки законопроект может быть принят?

- Окончательное решение будет принято правительством. Мы считаем, что его, как и законопроект об НДД, надо принимать в этом году.

- Минфин настаивает на продолжении налогового маневра и отказе к 2022-2025 гг от экспортной пошлины. Согласно ли Минэнерго с этими сроками? Как это увязывается с внедрением НДД по всей отрасли? Как стимулировать нефтепереработку?

- С учетом интеграции нефтяного и газового рынка стран ЕврАзЭС вопрос постепенного отказа от экспортных пошлин на нефть реально стоит на повестке дня. Однако переход к нулевой пошлине должен быть постепенным, детально проработанным, так как он может оказать негативное влияние на отечественную нефтепереработку.

- То есть менять налоговую систему до 2023-2025 гг нельзя?

- Для сохранения инвестиционного климата и привлекательности ТЭК крайне важно обеспечить стабильность налоговой системы, неухудшение ее параметров. Но есть сферы, в которых необходимо оперативно реагировать на возникающие вызовы, работать над улучшением системы налогообложения - это и НДД, и обводненные месторождения.

- В свое время было предложение Минэнерго о том, чтобы не повышать с 2018г НДПИ на нефть. Нашло ли это поддержку?

- Мы действительно выходили с инициативой отказаться от повышения НДПИ на нефть в 2018 году до 375 рублей за тонну нефти и сохранение надбавки на уровне 2017 года в 306 рублей за тонну. Аргументы в пользу этого предложения простые: нефтяные компании за счет улучшения конъюнктуры рынка заплатили в бюджет больше налогов и дивидендов, чем планировалось. Эти же факторы, а именно более высокий уровень цен на нефть и стабильный курс рубля, учтенные в обновленном прогнозе социально-экономического с учетом надбавки 2017г дают в 2018г необходимы дополнительный доход в 175 млрд руб. Однако на текущий момент решение принято, и с 2018 года надбавка НДПИ повысится до 375 рублей за тонну.

- Какие меры стимулирования нефтепереработки готовятся Минэнерго? Как идет работа по "налоговому" кредитованию НПЗ, какие основные параметры этого механизма?

- На текущий момент механизм "налогового кредитования" возможен только в отношении налога на прибыль. Минэнерго выступило с инициативой распространить его на топливные акцизы, которые выплачивают нефтеперерабатывающие заводы. Это предложение сейчас рассматривается правительством. Если правительство одобрит этот механизм в целом, мы займемся проработкой деталей.

- Этот механизм будет распространяться на все НПЗ или на высокотехнологичные, с высокой глубиной переработки?

- Эта мера скорее нужна нефтеперерабатывающим заводам, которые сталкиваются с экономическими проблемами в силу ряда причин, включая невыгодную логистику, незавершенную модернизацию. Но, если такой механизм будет принят, он будет распространяться на любой НПЗ.

- Какие еще меры поддержки нефтеперерабатывающей отрасли рассматриваете?

- Рассматривается предложение снизить перекрестное субсидирование в железнодорожных перевозках, производимое за счет тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов.

- Это меры текущей поддержки. А что предполагается на тот случай, если налоговый маневр продолжится, и пошлина на нефть обнулится?

- Мы сейчас работаем над мерами поддержки нефтеперерабатывающей отрасли в текущих условиях. Мы постоянно смотрим на экономику НПЗ. Наш анализ говорит, что при нынешней цене на нефть, в общем и в целом, нефтеперерабатывающая отрасль работает "в плюсе".

Но мы понимаем, что текущий уровень доходности крайне нестабилен. В случае ухудшения экономических условий, в первую очередь, снижения цены на нефть, изменения курса рубля, часть НПЗ может уйти, в так называемую, "красную зону", то есть стать нерентабельными. Это означает, что меры поддержки в текущих макроусловиях все равно остаются актуальными, они должны быть проработанными.

Если же в будущем будет продолжен налоговый маневр, то будут нужны экстраординарные меры поддержки, связанные с введением обратного акциза на нефть, поставляемую на НПЗ, и другие более действенные меры.

- Еще одной инициативой в области предоставления налоговых льгот являлось стимулирование разработки нефтяных оторочек газовых месторождений. Это предложение еще рассматривается?

- Сегодня мы концентрируем все внимание на двух основных налоговых задачах: НДД и льготы по обводненным месторождениям. Но стимулирование нефтяных оторочек - тоже важный для отрасли вопрос. Сейчас оценивается потенциал указанных запасов, их экономика, перспективы. Детали мы будет прорабатывать после того, как будут приняты НДД и льготы по обводненным месторождениям. Поскольку частично проблемы нерентабельности разработки нефтяных оторочек при действующей налоговой системе могут быть сняты за счет перехода на НДД.

- Механизм предоставления льгот по пошлине по заявительному принципу продолжает работать. Какие компании для каких участков еще хотят им воспользоваться, будут ли одобрены заявки? Когда этот механизм перестанет работать?

- Мы сейчас работаем по заявкам ряда компаний: "ЛУКОЙЛа", "Иркутской нефтяной компании", "Роснефти", "Сургутнефтегаза". Что касается будущего этого механизма, то готовящийся законопроект по НДД предполагает добровольный переход с традиционной системы налогообложения с экспортной пошлиной на систему НДД по действующим проектам. Те компании, которые до конца текущего года не успеют подать заявку на предоставление льгот по пошлине, со следующего года не смогут воспользоваться этим механизмом и, если захотят, будут переходить на НДД.

- "Газпром нефть" пыталась внести изменения в расчеты по историческим затратам и внутренней нормы доходности в 16,3% для Новопортовского месторождения после того, как объем льготируемой нефти этого месторождения был резко сокращен. Как идет работа в этом направлении?

- На текущий момент Новопортовское месторождение еще не вышло на 16,3% порог внутренней нормы рентабельности и продолжает пользоваться льготой в объемах, определенных правительством. Минэнерго продолжает мониторить ситуацию.

Опубликовано: /Финмаркет/


Возврат к списку