тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Ведомства высказались против обязательной продажи независимыми производителями 10% газа на бирже

04.09.2017

04.09.2017 08:39; Интерфакс:‎ http://www.interfax.ru/business/577593

Москва. 4 сентября. INTERFAX.RU - Минэкономразвития подготовило отрицательное заключение по итогам обсуждения ведомствами и компаниями подготовленного ФАС проекта постановления правительства РФ о параметрах ликвидного биржевого рынка газа, сообщает федеральный портал проектов нормативных правовых актов.

Законопроект предусматривал отмену паритета по реализации газа на бирже между "Газпромом" и независимыми производителями (сейчас для "Газпрома" установлено ограничение 17,5 млрд куб м в год, но не более объема реализации независимых производителей газа) и введение минимальных обязательных объемов реализации газа на бирже в размере 6% от добычи для ПАО "Газпром" и 10% - для независимых производителей газа.

У независимых, пишет Минэкономразвития, "может возникнуть ситуация, когда минимальная величина газа для продажи на бирже у поставщика отсутствует ввиду его долгосрочных обязательств по поставке газа по внебиржевым договорам". И правда, как свидетельствуют данные СПбМТСБ, уже в августе "Роснефть" перестала продавать газ на бирже и начала его закупки.

Лимит на продажу газа "Газпрома" на бирже отменять не стоит, считают участники дискуссии. Минэкономразвития опасается, что "Газпром" тем самым "усилит свое влияние на рынке газа России, получив все возможности для установления монопольно низкой цены ". Отмечается, что в последние годы паритет реализации газапоставщиками на бирже не соблюдается. При этом основными покупателями газа на торгах являются дочерние компании ООО "Газпром межрегионгаз"; дополнительное влияние на рынок со стороны спроса может оказывать ООО "Газпром энергохолдинг". Таким образом, для группы "Газпром" биржа, с одной стороны, является инструментом по выводу объемов газа из-под ценового регулирования, а, с другой стороны, "Газпром" может в значительной степени влиять на биржевуюцену.

Отмена ограничений для "Газпрома" по объемам реализации на бирже "фактически означает либерализацию ценообразования внутреннего рынка без симметричной либерализации экспорта и равных условий доступа к газотранспортной инфраструктуре", - заключает министерство. А до этого момента можно рассмотреть вопрос реализации "Газпромом" газа на бирже сверх лимитов "исключительно по ценам, не ниже минимальных границ регулируемых цен в соответствующих регионах поставки".

В сводном отчете содержится предложение подумать об увеличении предельного объема газа, реализуемого "Газпромом", с целью минимизации рисков остановки биржевых торгов. Минэнерго со своей стороны предложило с 2018 года становить совокупный объем торгов на уровне 50 млрд куб. м (по 25 млрд куб. м с каждой стороны), а с 2020 - 100 (по 50 млрд куб. м).

Отмена паритета, по мнению Минэкономразвития, может значительно ухудшить ситуацию монопольного влияния на ценообразование на торгах. При этом предлагается альтернативное решение проблемы через установление минимально необходимого для биржевых торгов объема реализацииприродного газа независимыми организациями, при недостижении которого паритет может быть нарушен в виде исключения.

В заключение Минэкономразвития рекомендует для повышения привлекательности биржевых торгов уменьшить расходы участников торгов путем сокращения тарифа от месторождения до балансового пункта и от балансового пункта до потребителя до уровня тарифа при "прямой"; независимого аудита затрат оператора транспортировки ООО "Газпром межрегионгаз поставка" и приведения комиссии для участников торгов до экономически обоснованного уровня.

Также предлагается внедрить дополнительные инструменты торгов: контрактов с поставкой на квартал, сезон и год вперед, увеличение числа доступных балансовых пунктов. Для повышения объективности ценообразования и снижения рисков использования биржи как инструмента обхода регулирования ограничить совершение сделок между аффилированными контрагентами (в том числе адресных сделок).


Возврат к списку