тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
Контакты для СМИ
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Нужны свои бренды, равные Schlumberger

22.09.2017

22.09.2017 16:14; НИА-Красноярск: http://www.24rus.ru/more.php?UID=147808

Зависимость российского ТЭКа от поставок зарубежного оборудования серьезней всего сказывается в сфере нетрадиционной добычи углеводородов. Однако на рынке нефтесервисных услуг у российских производителей сохраняется неплохой шанс выйти на уровень хотя бы частичного замещения импорта.

Оценку нынешнего состояния этого рынка дал председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. Выступая на рабочем совещании в Ханты-Мансийске под председательством министра энергетики Александра Новака, он подчеркнул, что, например, в Югре создана вся необходимая база по данному направлению работы отрасли. Важно лишь правильно ее использовать. «Если нет механизма, то ничего реализовать не получится… Это огромная работа внутри отрасли. И в этом плане успехи у нас есть», - резюмировал Юрий Шафраник.

Санкции помогли обозначить приоритеты развития нефтегазового и энергетического машиностроения, нефтехимии и нефтепереработки. Первые ощутимые достижения, по оценкам специалистов, здесь могут появиться не ранее 2020 года. Пока что, как отмечают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ, запреты мало повлияли на основные показатели отрасли, что объясняется долгосрочным характером инвестиций и отсутствием значительных объемов добываемой нефти санкционной категории.

«Проблема в том, что малым предприятиям сложно выйти на рынок, так как в конкурсах на получение заказов они вынуждены участвовать наравне с крупными сервисными компаниями, в том числе зарубежными, - полагает руководитель ООО “ЗапСибБурНИПИ” Яраги Курбанов. - Некоторые компании в России отдельно выделяют конкурс для малых компаний. На мой взгляд, этот вопрос стоит поднять на законодательный уровень, в частности, определить перечень объектов, работ и услуг, которые будут предусмотрены для выполнения именно малым предпринимательством».

Следующее, что напрягает наш сервис – это довольно высокие требования для аккредитации в вертикально интегрированных компаниях. Многие компании из-за отсутствия оборотных средств по итогам прошлых лет или, например, аккредитованной лаборатории и т.д. не могут аккредитоваться в ВИНКах. Нужно на некоторое время снизить эти требования: хватит 3-5 лет, чтобы создать условия, которые могли бы стимулировать развитие малых сервисных компаний.

По словам министра природных ресурсов Сергея Донского, сегодня одним из лидеров нефтесервиса в России является Тюменский регион. «Тюменская область, обладая мощным научным и производственным потенциалом, способна стать ключевым технологическим и нефтесервисным кластером, - отметил Сергей Донской на Тюменском нефтегазовом форуме. -В регионе уже функционирует специализированный технопарк. Это Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа, на базе которого ведущими нефтегазовыми предприятиями и инновационными компаниями ведутся разработки, в том числе в области цифровых технологий».

Между тем, как заявил на форуме заместитель губернатора Тюменской области Вадим Шумков, добыча нефти на крупных месторождениях Западной Сибири снижается: «Развитие сферы сдерживается неблагоприятной экономической конъюнктурой, низкими ценами на сырье и санкциями. У регионов отсутствуют прямые полномочия по распространению сырья. Региональная экономика включена в глобальную экономическую систему. Необходима постоянная балансировка между негативными факторами и возможностями региона. Век легкой нефти пройден, теперь нужно привлекать инвесторов и заниматься нефтесервисом».

При этом привлечении нашими партнерами и миноритарными акционерами могут быть и иностранцы. «Главное не в том, чтобы их “не пущать”, - подчеркивает Юрий Шафраник, - а в том, чтобы блюсти приоритеты национальных интересов. И, значит, деньги считать. А они в нефтегазовой сфере идут, точнее, уходят именно на сервисное обслуживание: бурение скважин - обустройство месторождений - капитальный ремонт техники. Поэтому важно создавать и укреплять на этих направлениях собственные производства, собственные бренды, равные Schlumberger или Halliburton, не препятствуя деятельности зарубежных фирм, но конкурируя с ними. Полагаю, что четверть российского сервисного рынка может быть занята зарубежными партнерами. Пусть, как говорится, проводят мастер-классы. Но нельзя допустить, чтобы они заполонили рынок. Тогда все технологическое развитие будет происходить только за рубежом».


Возврат к списку