тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Совет «АссоНефти» поддержал курс на практическую диверсификацию её деятельности

05.02.2018

05.02.2018; Сайт «АссоНефти»: http://www.assoneft.ru/activities/press-centre/tek/4608/

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

1 февраля Ассоциация независимых[1] нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»[2] провела первое в 2018 г. заседание своего Совета.

В самом начале мероприятия перед его участниками выступил приглашенный на него Николай Сидоров, заместитель генерального директора Агентства деловых коммуникаций, который рассказал представителям независимых нефтегазодобывающих компаний о возможностях стартовавшего чуть менее года назад на интернет-канале сообщества «НЕФТЯНКА» видеопроекта «Энергосреда», который представляет собой информационно-аналитическую видеопрограмму, регулярно выходящую в интернет-эфире интернет-портала «НЕФТЯНКА», интернет-канала «Нефтянка – YouTube», интернет-канала «Энергосреда – YouTube», а также различных социальных сетей (в частности, в Facebook), охватывая за счёт этого целевую отраслевую аудиторию, насчитывающую десятки, а то и сотни тысяч, пользователей Интернета.

Елена Корзун, генеральный директор «АссоНефти», предложила членам Совета подумать о том, чтобы в ближайшее время с помощью команды специалистов с интернет-канала сообщества «НЕФТЯНКА», с которой у «АссоНефти» уже давно сложились самые дружеские, партнёрские отношения, провести программу «Энергосреды», посвященную актуальным проблемам сектора независимых, в том числе и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн нефти и конденсата) нефтегазодобывающих компаний (сокращенно – ННК). «А в перспективе было бы не плохо сформировать в этой программе нашу специализированную рубрику, подобную той, что «АссоНефть имеет в журнале «НефтеГазовая Вертикаль»: «АссоНефть о независимых в ТЭК». Это могло бы стать хорошей регулярной дискуссионной площадкой, на которую можно было бы приглашать всех заинтересованных в обсуждении проблематики независимой нефтегазодобычи и переработки», - развила свою мысль Елена Корзун.

Сергей Великий, генеральный директор ООО «ИНТЭК- Западная Сибирь», активно поддержал это предложение, заявив, что участие ННК в проекте «Энергосреда» может существенно помочь в популяризации деятельности независимого сектора нефтегазодобычи, что в свою очередь окажет хорошую информационную поддержку решению стоящих перед этим сектором проблем.

После состоявшегося обсуждения этого вопроса повестки дня Совет принял решение о том, чтобы проинформировать всех участников «АссоНефти» о подготовке участия представителей «АссоНефти» и компаний – её участников в специализированной передаче программы «Энергосреда» (ориентировочно во 2-ой половине 1 кв. 2018г.), посвященной деятельности сектора ННК.

Приглашенный на заседание Совета «АссоНефти» Сергей Яценя, директор автономной некоммерческой организации «Национальный нефтегазовый форум»[3], рассказал о том, что на встрече министра энергетики Российской Федерации Александра Новака с членами президиума Совета ветеранов нефтегазовой отрасли при Минэнерго России президент Союза нефтегазопромышленников России Генадий Иосифович Шмаль помимо прочего вновь заявил о необходимости государственной поддержки малому и среднему нефтегазодобывающему бизнесу, развитие которого столь необходимо в условиях, когда в России наметилась устойчивая тенденция измельчания минерально-сырьевой базы. Реакцией главы Минэнерго стало его предложение в адрес Совета ветеранов и Ассоциации «АссоНефть» о разработке в срок до 28.02.2018 г. «Концепции государственной поддержки развития сектора независимых, в том числе и малых, нефтегазодобывающих недропользователей».

Во время обсуждения этой идеи министра энергетики РФ генеральный директор ООО «ИНТЭК- Западная Сибирь» предложил изучить возможность актуализации проекта Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства нефтегазового комплекса в Российской Федерации, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного в 2009 г. Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. В то время этот законопроект получил весьма хорошие отзывы профессионального экспертного сообщества, позитивные отзывы в СМИ, но затем внезапно и неожиданно был снят с рассмотрения в ГосДуме.

Совет «АссоНефти» поручил Елене Корзун организовать в тесном взаимодействии с президентом Союза нефтегазопромышленников России Генадием Иосифовичем Шмалем подготовку к установленному министром сроку выше упомянутой Концепции, а также проконсультироваться с руководством Минэнерго по поводу возможностей практического осуществления необходимых исследований, которые бы позволили актуализировать сведения, иллюстрирующие нынешнее состояние сектора ННК, а также помогли спрогнозировать его развитие в случае принятия на государственном уровне соответствующих решений о поддержке его развития.

Затем перед членами Совета выступил Денис Перов, советник генерального директора АО «РНГ»[4] - с презентацией идеи специального законопроекта с условным названием: «Операторский договор с риском». По замыслу его авторов, этот законопроект в случае реализации позволит недропользователям - держателям лицензий, особенно, находящимся на начальных стадиях разработки своих участков недр, при необходимости эффективно привлекать на взаимовыгодных условиях кооперации и разделения рисков таких необходимых им партнеров – операторов и инвесторов, которые обладают всеми необходимыми ресурсами, технологическими возможностями и опытом работы для изучения и разработки данных лицензионных участков. Причём, как показала практика, интерес потенциальных партнёров, обладающих перечисленными качествами, к сотрудничеству в качестве подобных операторов проявляется лишь в случаях, если оно осуществляется не на основе договоров подряда и/или оказания услуг с возмещением их затрат и фиксированным вознаграждением, а на условиях операторских соглашений с риском, аналогичных используемым в инвестиционных проектах.

Одна из ключевых изюминок операторского договора, прописанного в этом законопроекте, заключается в том, что в нем предусмотрен механизм, позволяющий разделять затраты, понесенные партнерами по этому договору – недропользователем, являющимся держателем лицензии, и оператором-инвестором. Разделение доходности от результатов разработки лицензионного участка и связанных с ней рисков осуществляется в согласованной в операторском договоре пропорции. Денис Перов пояснил также, что «Операторский договор с риском» может стать эффективным инструментом, как для небольших независимых компаний, заинтересованных в привлечении, особенно на этапе стартапа, в качестве операторов подконтрольных им лицензионных участков более мощных и опытных компаний (не обязательно ВИНК), обладающих всеми необходимыми ресурсами, так и для крупных компаний (в том числе и для ВИНК), стремящихся, например, привлечь для разработки простаивающих у них низкодебитных скважин небольшие, но обладающие соответствующим опытом и ресурсами, независимые компании.

После обсуждения прошедшей презентации Совет принял решение о необходимости проведения квалифицированной экспертизы законопроекта, в том числе и с учётом экспертной оценки экономического эффекта от его реализации для сектора ННК и нефтегазовой отрасли в целом, а также проработки каналов продвижения законопроекта (в случае позитивных результатов экспертизы) до субъектов, обладающих правами законодательной инициативы и заинтересованных в его принятии.

Затем Елена Корзун напомнила членам Совета и приглашённым на его заседание представителям независимых компаний – участников «АссоНефти» о том, что на прошедшем 14 декабря 2017 г. 20–ом годовом Общем собрании полномочных представителей компаний - участников Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» было принято, в частности, решение о том, чтобы поддержать намерение ряда независимых НПЗ России просить «АссоНефть» организовать в её структуре специальную секцию независимой переработки – с целью координации действий по защите на государственном уровне интересов независимых (т.е. не аффилированных с ВИНК) НПЗ, а также объединения их усилий с независимыми добытчиками по отстаиванию возможностей для достижения общих целей.

Елена Корзун напомнила собравшимся, что независимые добытчики, интересы которых более 20 лет отстаивает «АссоНефть», и переработчики тесно завязаны друг на друга по бизнесу – почти 50% добываемой независимыми компаниями нефти поставляется именно на независимые НПЗ. Она также отметила, что причина, подтолкнувшая ряд независимых НПЗ к мысли всё же создать, наконец, свою секцию, в частности, в «АссоНефти», заключается, вероятнее всего, в том, что управленческие решения, принимаемые в последнее время отраслевыми госрегуляторами, всё чаще стали бить по интересам именно независимых предприятий нефтепереработки. «Вероятно, в том числе и из-за того, что власти просто не слышат консолидированной позиции независимых НПЗ», - пояснила генеральный директор «АссоНефти».

«Очевидно, - продолжила Елена Корзун, - чашу их терпения переполнил принятый в конце 2017 г. закон о внесении поправок в Налоговый кодекс, который в частности, расширил круг продуктов нефтепереработки, относимых к средним дистиллятам, как известно, облагаемых акцизом».

Напомним, специалисты отрасли считают, что результатом действия этого закона станет сворачивание производственной деятельности независимых НПЗ, в первую очередь небольших, перерабатывающих сырьё независимых нефтедобывающих компаний и поставлявших относительно дешевое топливо, что важно – не автотранспортного назначения, особому кругу потребителей (ЖКХ, сельхозпроизводители, лесозаготовители, горнодобывающие и горно-обогатительные предприятия, асфальтобетонные заводы и прочие), которым объективно не нужны нефтепродукты более высокого экологического класса. По оценке экспертов, пострадают даже некоторые крупные НПЗ ВИНК, не успевшие завершить модернизацию своего производства.

Примечательно, что упомянутый закон в виде проекта был внесён в Госдуму сразу после того, как без объяснения причин была свёрнута необходимая и важная работа по уточнению признаков средних дистиллятов, проводившаяся в течение нескольких месяцев под эгидой Минэнерго России в рамках специальной рабочей группы, в которую входили как представители бизнеса, так и научного сообщества. И как следствие этого стало то, что в упомянутом законе отразилась крайне вредная, по мнению специалистов, идея исключения из критериев принадлежности к средним дистиллятам параметров фракционного состава. Между тем, как подчёркивают знакомые с темой эксперты, именно фракционный состав наиболее полно характеризует нефтепродукт и позволяет фискальным органам проводить обоснованное налоговое администрирование деятельности предприятий. Важно, что новые критерии отнесения жидких углеводородных смесей к числу средних дистиллятов, позволяющие существенно расширить эту подакцизную группу, были дополнены внушительным списком исключений, инициированных лоббистами из ВИНК. Как выяснилось, в нём оказались нефтепродукты НПЗ именно этих ВИНК. Между тем, около 30% производимых в стране нефтепродуктов приходится на долю мало- и среднетоннажных НПЗ.

Генеральный директор «АссоНефти» напомнила собравшимся на заседании Совета о том, что благодаря публикациям по данной тревожной теме в СМИ, инициированных «АссоНефтью», её письмам в Администрацию Президента Российской Федерации и в ГосДуму, а также личному обращению Генадия Иосифовича Шмаля к министру энергетики Александру Новаку, внимание к тревоге независимых НПЗ стало нарастать. По мнению Елены Корзун, ключевую роль сыграло подготовленное экспертами «АссоНефти» и подписанное целым рядом независимых НПЗ письмо Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, на которое он прореагировал резолюцией – поручением Минэнерго тщательно разобраться в ситуации. В результате этого в конце декабря 2017 г. в Минэнерго прошло совещание под председательством заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова с участием представителей независимых НПЗ, подписавших письмо Президенту страны, а также «АссоНефти». На нём было принято решение о необходимости осуществления в первом квартале 2018 г. мониторинга применения Федерального закона в части налогообложения средних дистиллятов, что сохраняет возможность позитивной корректировки упомянутого закона. Важно также, что результаты этого мониторинга будут анализироваться в рамках упомянутой выше рабочей группы по средним дистиллятам при Минэнерго, деятельность которой было решено возобновить. Важно также отметить, что на этом совещании Кирилл Молодцов упрекнул представителей независимых НПЗ в том, что слишком уж долго они собирались, чтобы именно вместе и согласовано донести до сведения госрегулятора свои проблемы. По мнению Корзун, это критическое, но весьма конструктивное замечание Молодцова отлично иллюстрирует необходимость консолидации усилий независимых НПЗ по защите своих интересов и лишний раз подтверждает правильность идеи создания соответствующей специализированной секции в структуре «АссоНефти».

«Не устаю повторять, что только с независимыми нефтедобычей и переработкой Россия сможет реализовать весь потенциал своего нефтегазового комплекса. При этом сила независимых, безусловно, в единстве усилий добытчиков и переработчиков», - заявила Елена Корзун и предложила проголосовать за то, чтобы уполномочить Светлану Аникину, управляющего директора ООО «Томскнефтепереработка», во многом инициировавшую работу по консолидации действий по защите прав независимой нефтепереработки, представлять интересы Ассоциации «АссоНефть» на совещаниях по вопросам регулирования деятельности независимых НПЗ. Соответствующее решение было принято единогласно.

Было также решено свести воедино показатели мониторинга деятельности независимых НПЗ в 1 квартале 2018 г. и представить обобщенные данные в Минэнерго РФ.

И в заключение своей работы на заседании 1 февраля Совет «АссоНефти» решил одобрить принятие в состав участников «АссоНефти» следующих компаний: ОАО «Калининграднефть» и ООО «Итатский НПЗ». Совет рекомендовал утвердить вступление перечисленных компаний в Ассоциацию на очередном общем годовом собрании участников «АссоНефти».

Кроме того, было решено проинформировать руководство ООО «Славянск ЭКО» (независимый НПЗ), в связи с его обращением в «АссоНефть» от 26.12.2018, о том, что Совет «АссоНефти» в соответствии с Уставом Ассоциации готов принять положительное решение о вступлении ООО «Славянск ЭКО» в состав участников Ассоциации «АссоНефть» в случае подачи соответствующего заявления о вступлении в Ассоциацию, уплаты вступительного взноса в 2018 г. и членского взноса за 2018 г. с рассрочкой платежа в течение 2019 г.

Таким образом, в составе участников Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» наряду с добывающими компаниями в самое ближайшее время будет уже 4 независимых НПЗ. «И чем больше их вольётся в ряды «АссоНефти», - считает Елена Корзун, - тем сподручнее ей будет отстаивать совместные интересы независимых добычи и переработки».

05 февраля 2018 г.

Сергей Ветчинин,

PR-советник, руководитель пресс-службы Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»

+7 (985) 776-03-78; servet@yandex.ru; Press@assoneft.ru



[1] Согласно утвержденному заместителем министра энергетики РФ Кириллом Молодцовым протоколу от 05.08.2015 г. совещания представителей Минэнерго, ФАС, ЦДУ ТЭК и «АссоНефти» о классификационных критериях независимых нефтегазодобывающих компаний (сокращенно ННК), к ним относятся нефтегазодобывающие предприятия: 1) не аффилированные с ВИНК; 2) не имеющие в своем уставном капитале доли (вклада) Российской Федерации более 50%; 3) не имеющие собственных нефтеперерабатывающих заводов, входящих в реестр НПЗ Минэнерго России; 4) не принадлежащие к числу организаций, ведущих свою деятельность на условиях СРП. См.: Пресс-релиз АссоНефти: Минэнерго поддержало инициативу АссоНефти по конкретизации критериев для ННК; 11.09.2015; Сайт АссоНефти.

[2] «АссоНефть» отстаивает в диалоге с властями интересы независимого (т.е. не аффилированного ни с ВИНК, ни с государством) нефтегазодобывающего бизнеса, в том числе и малых компаний, имеющих годовой объем добычи менее 50 тыс. тонн нефти и конденсата. В секторе ННК они выделены специально, так как, по мнению экспертов, больше других испытывают трудности, обусловленные тем обстоятельством, что законы и нормативные акты, регулирующие отрасль, настроены под специфику именно крупных ВИНК.

[3] АНО «Национальный нефтегазовый форум» является координатором подготовки и проведения мероприятий Национального нефтегазового форума, регулярно организуемого Министерством энергетики России совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой России (ТПП РФ), Союзом нефтегазопромышленников России, Российским газовым обществом.

[4] В настоящее время независимая нефтегазодобывающая компания АО «РНГ» ведёт интенсивную подготовку к пробной эксплуатации Восточных блоков Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии.


Возврат к списку