тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
Контакты для СМИ
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Несовершенное ценообразование

09.04.2018

Ценообразование на мировом рынке нефти диктует необходимость в установлении самостоятельного статуса бенчмарка для Urals

09.04.2018 19:23; «Нефть и капитал» (OilCapital.ru): https://oilcapital.ru/article/general/09-04-2018/nesovershennoe-tsenoobrazovanie

Несмотря на то, что Россия является одним из трех крупнейших производителей нефти в мире, цена на российскую экспортную смесь Urals привязывается к маркерному сорту нефти Brent посредством дифференциала (скидки), который определяется мировыми ценовыми агентствами и теоретически должен отражать разницу в качественных характеристиках и логистике. Однако по факту это не так, и Россия достаточно уязвима с позиции возможных ценовых спекуляций. Очевидный путь решения этой проблемы – в формировании собственного бенчмарка для российской нефти.

Реальную текущую стоимость российской нефти на мировом рынке можно оценить только косвенно, через скидки к маркерам.

Получается, что когда покупателю нефти нужно купить танкер российской нефти, то согласуется не сама цена на нефть, а размер дисконта от цены на нефть, что далеко от реальной стоимости самой нефти.

При этом участники рынка неоднократно фиксировали случаи манипуляций ценой российской нефти, проявляющиеся в искаженных оценках стоимости фрахта, неверно рассчитанной цене переработки и других статьях.

По экспертным оценкам, каждый недополученный $1 за баррель российской нефти при ежедневном объеме экспорта 3,25 млн баррелей влечет за собой потери государством доходов в размере $2,7 млн в день. Дисконт стоимости нефти марки Urals к сорту Brent составлял в разные времена $3-6 за баррель. Таким образом, годовые потери российского бюджета можно оценить в $2-5 млрд.

Пять процентов «физики»

Трансформация мировой структуры ценообразования от рынка физической нефти к высоколиквидному рынку нефти «бумажной», в результате которой цена на нефть стала определяться не определенной группой игроков (странами МНК и OPEC, как это было до 1985–1986 годов), а на биржевых площадках, привела к существенному изменению конфигурации всего товарного рынка и появлению целой линейки производных финансовых инструментов, таких как, прежде всего, фьючерсы и опционы, и принципиально новых игроков – хеджеров и спекулянтов. Это обусловило появление глобальных индикаторов цены, базисом которых стали два маркерных сорта нефти – WTI (США) и Brent (Великобритания).

С середины 80-х годов и по настоящее время вся мировая торговля нефтью ведется в основном с привязкой к трем основным международным эталонам-бенчмаркам: европейской Brent, западнотехасской средней WTI и ближневосточной Dubai/Oman, которые, соответственно, торгуются на трех биржевых площадках – ICE (Intercontinental exchange), NYMEX (New York Mercantile exchange) и DME (Дубайская товарная биржа).

В итоге основными игроками, собственно, и формирующими цену на всю мировую нефть, стали прежде всего финансовые институты, такие как различные хедж-фонды, пенсионные фонды и инвестиционные банки, которые превратились в один из важнейших инструментов мировой экономики и предопределили превращение товарных рынков в сложный механизм проведения финансовых операций, а товар, в частности нефть, сделали объектом для глобального перераспределения доходов между крупнейшими финансовыми игроками.

В результате объем торговли производными финансовыми инструментами (деривативами) значительно превысил объем реально существующих углеводородов в мире. Фактически не более 5% фьючерсных контрактов, заключаемых на биржах, доходят до физической поставки.

Неустойчивость бенчмарка Brent

Несмотря на то, что цены на основные бенчмарки формируются на биржах, так называемые «оценки» состояния рынка физической нефти – базисный актив для биржевых котировок – определяются международными ценовыми агентствами (ЦА).

Система оценки этих ценовых агентств достаточно несовершенна и субъективна, потому что основана на информации о сделках с физической нефтью и не отражает огромное количество фьючерсных операций, совершаемых на срочном, так называемом «бумажном» рынке. И скорее отражает сведения о намерениях сторон, а не о фактически заключенных сделках с физической нефтью, в которых нераскрытыми остаются такие немаловажные компоненты торговли физической нефтью, как ставка фрахта, демередж, качество отгружаемого товара и т. д. Эта методология достаточно непрозрачна и уязвима для объективной оценки участников рынка.

Следует объективно признать, что котировки на бенчмарк Brent, к которому привязывается российская экспортная смесь Urals, подвергаются объективной критике со стороны участников мирового рынка и регуляторов в результате падения объемов добычи и несовершенства методологии определения цены.

Физическое предложение Brent не может покрыть всего спроса на нефтяные контракты, и оно создало возможность монопольного влияния на цену. Поэтому в настоящее время в ценовую корзину форвардного контракта Brent уже входят четыре сорта нефти: Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk, а с начала 2018 года и нефть марки Troll, что составляет корзину BFOE (BFOET) и является ценовым ориентиром для фьючерса на датированный Brent на Лондонской бирже ICE. Но и это не может повлиять на сохранение устойчивого статуса Brent в качестве бенчмарка.

В качестве примера несовершенного ценообразования: ценовое агентство Platts организует так называемое «окно», в котором регистрируются физические сделки по продаже нефти, которые могут не осуществляться участниками рынка в течение определенного промежутка времени. Тем не менее трейдеры сообщают не только о совершенных сделках, но и о намерениях их совершить, которые тоже формируют цену на нефть, что не всегда отражает объективную рыночную ситуацию.

Биржевая оценка Urals

Добыча нефти в России в 10 раз превышает объемы добычи Brent (корзина сортов нефти BFOE), а объемы поставляемых на экспорт экспортных смесей Urals и ESPO (нефть, поставляемая по трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан) вдвое превышают объемы торговли BFOE, Oman и Dubai вместе взятых. Несмотря на этот факт, 70% сделок привязываются к котировкам Brent, а порядка 30% – к американской нефти WTI.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация с ценообразованием на российскую нефть на мировом рынке и непрозрачные и подверженные манипуляциям методологии мировых ценовых агентств подтолкнули Россию к поиску путей решения этой проблемы путем отвязки цены на российскую нефть от бенчмарка Brent и формирования собственного бенчмарка, который бы отражал реальную стоимость российской нефти и не зависел от субъективной оценки мировых ценовых агентств.

Вывод российского бенчмарка на биржевую площадку обеспечит условия, при которых баланс спроса и предложения на нефть Urals будет определяться не ведущими мировыми ценовыми агентствами, а непосредственно рынком.

Точнее – ведущими игроками (хеджерами, спекулянтами и арбитражерами), которые, занимая противоположные позиции на покупку и продажу фьючерсных (бумажных) контрактов на биржах, позволяют рынку выявить прозрачную цену на нефть и определить прямую котировку. В этом случае ценность нефти уже определяется не только и не столько ее качественными характеристиками, что очень важно, а ее ценностью как финансового актива, что делает ее менее уязвимой для ценовых манипуляций.

Запуск нового российского бенчмарка как финансового инструмента и создание прямой котировки без привязки к другим маркерам повлияет на сокращение ценового спрэда между российской нефтью и Brent, что повысит его ликвидность, узнаваемость и востребованность участниками рынка. Определение прямой котировки на российскую нефть Urals на биржевых торгах фьючерсами на нефть Urals позволит снизить возможность манипуляций с целью занижения цены нефти участниками рынка, а значит, позитивно отразится на определении ее рыночной стоимости, предотвратит потери российских производителей нефти от непрозрачного ценообразования. Это также повысит маржинальность и инвестиционную привлекательность российского финансового рынка в целом.

Этот проект стартовал при поддержке государства. В октябре 2015 года Комиссия при президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК поручила правительству РФ совместно с Банком России и федеральными органами государственной власти подготовить и утвердить план мероприятий для запуска торгов поставочными фьючерсами. В 2015 году в Банке России были зарегистрированы правила торгов, предусматривающие возможность торговли поставочными фьючерсными контрактами на нефть. 29 ноября 2016 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже был запущен поставочный фьючерсный контракт.

Хронология подготовки и запуска бенчмарка Urals

· Октябрь 2015 – поручение Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности разработать план запуска торгов поставочными фьючерсами

· Конец 2015 – регистрация Центробанком правил торгов с возможностью торговли поставочными фьючерсными контрактами

· Ноябрь 2016 – запуск торгов поставочным фьючерсным контрактом на СПбМТСБ

· 2017 – торги поставочным фьючерсом (закрывается оффсетными сделками), присоединение крупных российских игроков, нерезидентов, накопление ликвидности

· 2018 – ожидается первая физическая поставка в рамках фьючерсного контракта

Фьючерс на основе реальной поставки

Уникальность фьючерсного контракта на российскую нефть заключается в том, что механизм ценообразования был сформирован в форме поставочного биржевого контракта – фьючерса на нефть, торгующегося на российской биржевой площадке. Поставочный фьючерсный контракт обеспечивается поставкой нефти, что дает связь с физическим рынком, а также противодействует манипулированию ценой.

Поставка физических объемов сырой нефти на экспорт в рамках исполнения фьючерсов осуществляется по открытым на дату исполнения позициям. В случае если участник торгов продержал открытую позицию до «конца жизни контракта», то бумажный контракт превращается в обязательство поставить физическую нефть. В противном случае нужно закрыть позицию или перенести ее на следующий месяц.

Условия поставочного контракта были разработаны биржей совместно с Минэнерго, ФАС, Центробанком и ведущими российскими нефтяными компаниями на основе их действующих торговых практик. Биржевой контракт на нефть Urals исполняется поставкой на условиях FOB Приморск. Размер поставочной партии равен 720 тыс. баррелей (около 100 тыс. тонн), что соответствует стандартной танкерной партии. На первом этапе торговлю фьючерсом предполагается осуществлять в долларах США. В дальнейшем возможна торговля российским фьючерсом с расчетами в рублях, евро и юанях.

СПбМТСБ приняла решение о запуске поставочного фьючерсного контракта, обеспеченного транспортировкой с целью привлечения на первом этапе прежде всего так называемых «физических» нефтетрейдеров, которые будут заинтересованы в получении физических объемов российской нефти.

В Федеральный закон № 325-ФЗ «Об организованных торгах» было внесено дополнение: «К участию в организованных торгах товаром и в организованных торгах, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, помимо лиц, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, могут быть допущены иностранные юридические лица, действующие от своего имени и за свой счет или за счет клиента, являющегося иностранным лицом». Участие нерезидентов усилит конкуренцию и в результате поспособствует росту цены за счет сжатия существующей маржи крупных нефтетрейдеров.

Основываясь на опыте существующих мировых бирж, можно отметить, что для формирования маркерного сорта нефти необходимо наличие сформировавшегося спотового рынка и физической базы маркерного сорта в объеме не менее 40 млн тонн в год, стабильные уровни среднегодовой и суточной добычи для обеспечения стабильности поставок на биржу и наличие большого количества покупателей, заинтересованных в поставках маркерного сорта.

Готовность к физическим поставкам

В отличие от сложной структуры управления рисками при ценообразовании на основе формулы от Brent, механизм определения стоимости Urals достаточно прост и понятен для участников рынка, что позволит привлечь не только крупных трейдеров и покупателей российской нефти, но и малые нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании с целью хеджирования своих рисков с использованием таких производных финансовых инструментов, как крэк-спрэды.

Показательно, что к настоящему моменту уже сформирован первичный пул участников торгов, в который входят «Газпром нефть», «Зарубежнефть», «ЛУКОЙЛ», что демонстрирует интерес российских компаний к этому продукту.

Эти и другие компании являются маркетмейкерами, которые должны обеспечить фьючерсному контракту ликвидность в начале запуска фьючерса.

Большой интерес к контракту также проявляют профессиональные участники Европейского и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Китайские компании и Шанхайская нефтегазовая биржа (SHPGX), что вселяет уверенность в скорейшем заключении первых поставочных фьючерсов.

Общий оборот торгов поставочным фьючерсным контрактом на российскую экспортную нефть Urals на СПбМТСБ за прошедший год работы срочного рынка по этому контракту превысил $208 млн (более 12 млрд рублей) и составил 4,1 млн баррелей нефти.

В Минэнерго считают, что для обеспечения ликвидности объем торгов должен возрасти до 10-15 млн баррелей в год.

При запуске поставочного контракта важно обеспечение транспортной инфраструктуры для поставок нефти на согласованный базис, что затрудняется в условиях, когда почти вся добываемая в России нефть проходит либо через систему «Транснефти», либо через систему ОАО «Российские железные дороги». С этой целью запущен институт Оператора товарных поставок, который должен гарантировать поставки нефти потребителю.

К проблемам формирования российского бенчмарка также относятся вопросы законодательства, налогового, валютного и таможенного регулирования, вопросы клиринга, решения вопроса с качеством российской экспортной смеси Urals (отсутствие единого качества влияет на коммерческую ценность нефти), технологии проведения торгов. Формирование российского бенчмарка будет способствовать надлежащей налогооблагаемой базе для товарного рынка и созданию конкурентных условий для участников рынка.

Запуск российского бенчмарка позволит не только создать прозрачный биржевой механизм для формирования объективных цен по контуру Российской Федерации, но также синхронизировать ценообразование по базисам СНГ, ЕАЭС и стран БРИКС, что позволит противостоять ценовой экспансии конкурентов.

Павел Катюха,

к.э.н., доцент кафедры нефтегазотрейдинга

и логистики РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина


Возврат к списку

Татарстанский нефтегазохимический форум