тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Цена маневра: как поддержать нефтепереработку и не разорить казну

18.05.2018

Модернизацию НПЗ нефтяным компаниям облегчит снижение акцизов, которое можно компенсировать за счет повышения налогов для газовой отрасли

18.05.2018 12:31; Forbes.Ru: http://www.forbes.ru/biznes/361481-cena-manevra-kak-podderzhat-neftepererabotku-i-ne-razorit-kaznu

Экспортная пошлина на российскую нефть с 1 июня 2018 года вырастет на $13,3, до $131,8. Как указывают в Министерстве финансов, средняя стоимость российской эталонной марки нефти Urals в период с 15 апреля по 14 мая составила $71,87 за баррель, или $524,7 за тонну. Экспортные пошлины на нефть рассчитываются от средней цены на мировом рынке. Соответственно, когда растут цены на нефть, увеличиваются экспортные пошлины — основным бенефициаром является казна, то есть пошлины идут в государственный бюджет, а не компаниям.

В середине апреля правление «Газпрома» предложило совету директоров компании оставить дивидендные выплаты на уровне прошлого года — 8,04 рубля за акцию. В случае одобрения монополия направит на дивиденды 190 млрд рублей, то есть 25% чистой прибыли по МСФО за 2017 год, как следует из прогноза Thomson Reuters. Это меньше требований Минфина, который, как подчеркнул в конце марта замминистра финансов Алексей Моисеев, исходит из того, что госкомпании заплатят 50% чистой прибыли по международным стандартам.

Министерство финансов не может пока найти полного одобрения и по вопросу налогового маневра в нефтяной отрасли. Минфин хочет уже в 2019 году обнулить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, пропорционально повысив НДПИ. Это позволит расширить фискальную базу, так как налог с добычи уплачивают все участники отрасли, вне зависимости от того, экспортируют они нефть или нет.

С такой позицией не согласно Минэнерго, которое требует отодвинуть срок завершения маневра до 2023 года: снижение пошлин приведет к удорожанию сырья для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), стоимость нефти для которых рассчитывается исходя из ее цены за рубежом за вычетом расходов на транспортировку и уплату экспортных пошлин. К тому же маневр ликвидирует так называемую таможенную субсидию, то есть разницу между более высокими пошлинами на нефть и более низкими на нефтепродукты, благодаря которой экспорт продуктов с низкой глубиной переработки (в первую очередь мазута) оставался рентабельным. В 2016 году, согласно оценке экспертов VYGON Consulting, таможенная субсидия составила 646 млрд рублей: по их расчетам, в случае отмены субсидии две трети перерабатывающих мощностей станут убыточными.

Поэтому Минэнерго настаивает на том, чтобы налоговый маневр был синхронизирован с модернизацией НПЗ, начатой еще в 2011 году, когда нефтяные компании подписали четырехсторонние соглашения с ФАС, Росстандартом и Ростехнадзором, обязавшись увеличить глубину нефтепереработки и наладить выпуск бензинов стандарта «Евро-5». С этими задачами компании справились лишь частично: согласно данным агентства «Аналитика товарных рынков», к 2015 году на долю бензинов пятого класса приходилось уже более 80% выпуска автомобильных топлив. Однако сильно увеличить глубину переработки участникам отрасли не удалось: за 2011-2015 годы, по оценке Института Гайдара, она выросла с 70,8% до 74,4%. Поэтому регуляторы приняли решение продлить до 2020 года срок соглашений, изначально рассчитанных только на пять лет.

Но и этот срок вряд ли станет окончательным: в дополнение к 78 установкам по переработке нефти, модернизированным с 2011 года, компаниям осталось модернизировать еще 49 — такие данные в конце марта на встрече с президентом приводил министр энергетики Александр Новак. А на это, судя по отказу Минэнерго форсировать налоговый маневр, уйдет еще почти пять лет. Поскольку Минфин с таким промедлением не согласен, регуляторы стали обсуждать возможные меры поддержки нефтепереработки. Одной из них должен будет стать обратный акциз: при продаже нефти в адрес НПЗ компании будут выставлять акциз, который после поступления в бюджет будет возвращен НПЗ, но уже с повышающим коэффициентом. Предоставление обратного акциза Минэнерго намерено поставить в зависимость от глубины переработки (у получателей она должна превышать 65%), объемов поставок бензина и дизеля на внутренний рынок и удаленности НПЗ от границы.

Тем самым Минэнерго поощрит НПЗ, которые вложились в модернизацию мощностей, но на рентабельности экспорта которых негативно сказываются высокие расходы на транспортировку. Такое решение не лишено логики, однако у участников отрасли оно с неизбежностью вызовет нарекания. В частности, из-за того, что поддержку не получат НПЗ с низкой глубиной переработки, которым после завершения маневра она будет больше всего нужна. Не случайно против обратного акциза уже выступил «Сургутнефтегаз», Киришский НПЗ которого перерабатывает нефть с глубиной в 54,8%. С озвученной конфигурацией обратного акциза не согласна и «Татнефть», владеющая комплексом «Танеко», являющимся лидером в России по глубине переработки (98,2%), — компания предлагает оказывать помощь лишь тем НПЗ, глубина переработки нефти на которых составляет не менее 80%.

Дмитрий Кипа Forbes Contributor


Возврат к списку