тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Роман Иноземцев: О нефтянке, как экономист экономисту

15.08.2018

15.08.2018; «Ясно»: https://yasnonews.ru/news/ekonomika/46873_roman_inozemtsev_o_neftyanke_kak_ekonomist_ekonomistu/

Кубанский экономист Роман Иноземцев не согласен с кубанским экономистом Евгением Змиевым по поводу оценок «налогового маневра» в нефтяной отрасли.

Пока в стране бушуют страсти по пенсионному возрасту, мимо глаз широкой общественности прошло принятие закона «О внесении изменений в часть 2 НК РФ», то есть пресловутый налоговый маневр, который окажет значительное влияние на экономику страны. И здесь я никак не могу согласиться с Евгением Евгеньевичем Змиевым, который в своей статье на «ЯСНО» «Вскочат ли цены на бензин от налогового манёвра?» утверждал, что данный закон не приведет к росту цен на бензин, что данный закон дает Правительству дополнительные экономические рычаги по регулированию рынка нефтепродуктов, что данный закон не ударит по отечественной нефтянке.

Эти рассуждения мне почему-то напомнили разговоры о пользе повышения пенсионного возраста, и с точкой зрения господина Змиева я никак не могу согласиться.

Во-первых, потому, что цена на бензин неминуемо вырастет, так как вырастет налоговая нагрузка на нефтепродукты. Немногие знают, но природно-сырьевая рента, о которой постоянно кричат люди с левой политической ориентацией, на самом деле есть, и эту ренту получает народ в лице государства, которое коммунисты и иже с ними так любят. Собственно, одним из драйверов роста цен на бензин, помимо роста цены на нефть в рублях, является именно рост налогов, т.е. природно-сырьевой ренты народа. Так что все возмущения коммунистов относительно высоких цен на бензин выглядят не иначе, как бунт пчел против меда.

Так вот, новая волна налогового маневра направлена на увеличение налоговой нагрузки на нефть. Иначе как бюджет сможет получить дополнительный доход до полутора триллиона рублей за ближайшие шесть лет? В итоге это приведет к выравниванию внутрироссийских цен на бензин с ценами стран, куда идет наша нефть (прежде всего, стран ЕС).

Вот только всем нам надо понимать, что эти полтора триллиона не упадут с неба, а возьмутся из карманов потребителей в виде роста цен на бензин, что повлечет рост цен на все остальное. И тут даже не надо углубляться в цифры и формулы, чтобы понять очевидную вещь: рост доходов бюджета с нефтяной отрасли неминуемо приводит к росту цен на бензин. Это игра с нулевой суммой (выигрыш одной стороны равен проигрышу другой).

Во-вторых, из-за налогового маневра создаются дополнительные риски в отрасли. Что касается обратного акциза, который должен компенсировать потери нефтепереработчикам, то он компенсирует не все (иначе как бюджет получит дополнительные 1,5 трлн. рублей дохода?), и не всем. На компенсацию могут рассчитывать лишь те, кто получит статус «лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья» (ст. 179.7 НК РФ) .

Данный статус присваивается, если:

- Вы или ваш собственник попал под санкции со стороны других государств. То есть попавшие под санкции компании могут не модернизироваться и не производить бензин 5 класса – обратный акциз им обеспечен.

- Или вы производите автомобильный бензин 5 класса и продаете на внутренний рынок не менее 10% его объема.

- Или вы до 01.06.2019 заключите с государством соглашение о модернизации и в период с 2016 до 2024 года, вы создали либо создадите основные фонды на сумму не меньше, чем 60 млрд. рублей так, чтобы вы могли производить бензин 5 класса. При этом, если ваш НПЗ перерабатывает меньше, чем 600 тысяч тонн нефти в год, то данное соглашение с вами не заключат.

А что такое инвестиции в основные средства в размере 60 млрд. рублей? Например, для Афипского НПЗ, перерабатывающего 6 млн тонн нефти в год, это увеличение основных фондов в полтора раза, хотя он уже инвестировал крупные суммы в модернизацию. Весьма амбициозная задача, учитывая закредитованность предприятия. То есть выполнить данное обязательство могут лишь очень крупные предприятия.

Как не трудно догадаться, такая сумма есть мало у кого и, скорее всего, наши нефтяники побегут брать кредиты. А кредит – это всегда проценты. Даже если единовременная задолженность по кредиту будет только 30 млрд., то это означает, что ближайшие лет 10 каждому НПЗ в год придется платить примерно по 3,2 млрд. рублей процентных платежей (ключевая ставка 7,25 +валовая маржа большинства банков 3,5 = ставка 10,75). И, если нефтяники не переложат эти расходы на потребителя, что вызовет новый виток роста цен на бензин, митинги коммунистов, счастья своего не ведающих, и ограничительные меры со стороны государства, то над ними может возникнуть угроза банкротства. Естественно, такая перспектива не светит гигантам вроде Роснефти или Лукойла, но не Роснефтью единой живы будем. Тем более, что, хоть Роснефть и выбила себе льготы, она уже списала на убытки 47 млрд. рублей как следствие налогового маневра, хотя настоящие причины такого действия могут быть другими.

Собственно, поэтому глава Сбербанка Герман Греф и заявлял о рисках, связанных с налоговым маневром. Он может стать причиной волны банкротств мелких переработчиков, находящихся вдалеке от экспортных портов и зажатых, с одной стороны, налогами, а с другой стороны, сдерживанием цен на бензин.

В этой связи совершенно непонятен оптимизм господина Змиева, как относительно цен на бензин, так и относительно финансовой устойчивости нашей нефтянки. Цена на бензин будет расти, и расти стремительно, и заложенные в законе механизмы по компенсации разницы между экспортом и реализацией на внутреннем рынке ситуацию не исправят. Они лишь позволят сгладить этот рост и растянуть «удовольствие» на более длительный строк. Но итог будет один: цена на бензин в Росси будет такой же, как в Европе. Зарплаты такими же не будут.

Что до модернизации, то будь модернизация достаточно рентабельной и менее затратной, нефтяники давно бы модернизировали свои мощности, и их не надо было бы заставлять это делать.

В сухом остатке мы имеем ситуацию, когда государство своей политикой рискует превратить отрасль, которая традиционно ассоциировалась с богатством, в убыточную. Плюс, спровоцировало рост цен на бензин, а, значит, и на все остальные товары. И все ради чего?

Роман Иноземцев


Возврат к списку