тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Бензиновый переполох

24.10.2018

24.10.2018 07:09; Сайт газеты «Областная» (г. Иркутск): http://www.ogirk.ru/news/2018-10-24/benzinovyj-perepoloh.html

Бензиновые страсти кипят по всей России. Цены на топливо ежедневно бьют новые рекорды. И это при том, что летом акцизы на бензин были снижены, а до конца года вообще заморожены. Государство пошло на эту сделку с крупными нефтяными компаниями в обмен на стабилизацию цен на АЗС. Но, как говорится, что-то пошло не так…

Цены растут

Иркутск в лидерах по росту цен на бензин. По данным Росстата, с начала октября топливо в областном центре подорожало в среднем на 4,3%. Во время второй недели месяца бензин держался на уровне 44,17 рубля. В целом по стране повышение на АЗС зафиксировано в 40 регионах. Дороже, чем в Иркутске, бензин в Чите и Кызыле – 45,01 и 44,55 рубля соответственно. Между тем в среднем по Сибири бензин с 8 по 14 октября стоил 42,17, по России – 43,34 рубля.

Еще летом, после кризисной ситуации с повышением стоимости горючего, нефтяники пообещали сдерживать рост цен, чтобы государство продолжало предоставлять им низкие акцизы на экспорт. И первое время, действительно, в ручном режиме удалось стабилизировать ценовую политику, а в некоторых городах ценники стали даже меньше. Но осенью ситуация изменилась. Нефтяники заговорили о том, что при высокой цене на нефть им гораздо выгоднее продавать большие объемы сырья за рубежом, чем поставлять на отечественные НПЗ. Кроме того, по их словам, фискальная политика государства такова, что перерабатывать углеводороды в России невыгодно – бизнес несет убытки. За ответами на вопрос, почему же все-таки сегодня рекордными темпами растет цена на топливо, из чего вообще складывается стоимость горючего, и что ожидать дальше, мы обратились к экспертам.

Взгляд экспертов

Маргарита Козеняшева, советник по экономике Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций, д.э.н., «успокоила» иркутских автомобилистов: в Европе цена на бензин еще дороже. Например, в Норвегии Аи-95 стоит 137,49 рубля за литр, в Италии – 128,59 рубля, в Греции – 127,07 рубля. В России самый дорогой Аи-95 в Краснодаре, там литр этого топлива отпускается по 46,5 рубля.

Рост цены в опте нефтепродуктов связан с тем, что, во-первых, выросла цена сырья – внутренняя цена на нефть, которая привязана к мировой цене. На формирование внутренней цены нефти влияет обратный счет от мирового показателя (по сути, это цена Brent, основной марки нефти, торгуемой на международных нефтяных биржах, минус скидка на Urals, российскую марку экспортной нефтяной смеси), – говорит Маргарита Козеняшева.Российские НПЗ покупают нефть в валютном эквиваленте по экспортному нетбэку (т.е. стоимость нефти на внешнем рынке за вычетом транспортных затрат и экспортной пошлины). Поэтому рост цен на сырье приводит к долларовому росту издержек на производство нефтепродуктов.

Эксперт отмечает, что в нашей стране цены на АЗС, что называется, зажаты, а значит, в переработке нет прибыли: «Многие переработчики уже стали банкротами. НПЗ не могут дешево перерабатывать и отгружать дорогую нефть. Все издержки в итоге отражаются в конечной цене на бензин».

Резкий скачок цен на бензин, по мнению Надежды Грошевой, декана САФ ИГУ, обусловлен ожиданием роста затрат. С 1 января 2019 года акциз на бензин вырастет на 3700 рублей за тонну, а НДС – до 20%. Из-за повышения акцизов на бензин и НДС стоимость Аи-92 должна была бы увеличиться на 4,1 рубля за литр, т.е. на 10% к текущему значению:

– Всем понятно, что поднять цену сразу на 10% нереально, слишком публичная тема. Однако НДС и акциз повышаются, инфляция растет, налоговый маневр негативно отражается на НДПИ и так далее. Следовательно, повышать надо заранее и понемножку. Еще один фактор – так как цена на бензин «в ручном режиме» сдерживалась, то опасения по поводу будущих убытков именно сейчас отыгрались – накопленные ожидания сыграли не постепенным прибавлением, а резким скачком, – говорит Надежда Грошева.

Такого же мнения придерживаются и сотрудники Иркутского УФАС России. Они считают, что «основной причиной роста цен на розничном рынке на топливо (в частности, на Аи-92, Аи-95, дизтопливо) в Иркутской области является рост цен в оптовом звене, фискальная политика государства». Кстати, налоговая нагрузка на нефтяную отрасль в РФ (НДПИ, налог на прибыль, НДС, акцизы) составляет порядка 60% в конечной цене нефтепродуктов.

На контроле у губернатора

Резким ростом цен на топливо обеспокоены во многих субъектах РФ. Губернатор Иркутской области Сергей Левченко обратился в ФАС с просьбой проверить три компании, которые резко подняли цены на бензин в Иркутске. Глава региона отметил, что разброс цен на разных заправках серьезный – где-то топливо подорожало на один рубль, где-то сразу на четыре.

– С теми организациями, где повышение бьется со среднероссийским, мы работаем в обычном контрольном режиме. Но есть несколько организаций, которые серьезно увеличили цены. Я по этому поводу обратился в ФАС. Они проведут проверку, мы им поможем, – сказал губернатор.

Сергей Левченко заверил, что дефицита топлива в Иркутской области нет, везде есть запас как минимум на 10 дней для бесперебойного снабжения автомобилистов бензином. Перебоев с поставками также нет.

Губернатор напомнил, что в этом году выделены средства на компенсацию затрат на ГСМ аграриям. «Но если кто-то надеется, что государство будет все время давать деньги, чтобы увеличивались цены, и чтобы они получали дополнительную прибыль, этого, конечно, не будет», – предупредил Сергей Левченко.

На фоне безудержного роста цен в СМИ поднимается вопрос, почему восточносибирская нефть, добываемая в регионе, не перерабатывается на том же АНХК, а уходит по магистральному трубопроводу ВСТО в страны Азиатско-Тихоокеанского региона? Возможно, стоит переориентировать нефтяные компании на внутренний рынок?

В ООО «Иркутская нефтяная компания» нам сообщили, что в среднем почти 55% добываемой нефти идет на внутренний рынок, 45% – на экспорт. Внутри страны ИНК поставляет нефть по ВСТО на Хабаровский НПЗ и на Ванинский НПЗ. Месторождения ИНК находятся на севере Иркутской области, технологическая схема грузопотоков нефти ПАО «Транснефть» позволяет прокачивать подготовленное сырье только в восточном направлении. То же самое касается и АО «ВЧНГ», выступающего оператором Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения. В настоящее время инфраструктура такова, что на АНХК поступает только западносибирская нефть, а восточносибирская, во исполнение государственных задач, заполняет ВСТО.

Нужен системный подход

Ждать ли нового повышения цен на бензин? Эксперты сходятся во мнении – ждать. Объективных причин думать иначе, считает президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь, в настоящее время нет.

– Заморозка акцизов – это временная мера. Все федеральные министерства убеждают, что дальнейшего роста цен не будет. Но для этого нет объективных причин. С 1 января 2019 года можно ожидать очередного взрыва недовольства населения: акцизы вырастут в полтора раза, плюс НДС повысится до 20%, стоимость нефти на мировом рынке не снижается, у рубля по-прежнему слабые позиции. К тому же впереди предполагается завершение налогового маневра, то есть снижение в течение ближайших лет до нуля экспортной пошлины и повышение ставки НДПИ. К чему все это приведет? Естественно, к возможному повышению цен на продукты нефтепереработки. Само собой, по цепочке начнут дорожать товары потребления, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте и т.д. Другой негативный момент – качество топлива может ухудшаться, в ряде случаев возможно появление контрафакта, и в некоторых регионах уже зафиксированы недоливы бензина. Таким образом, недобросовестный бизнес будет пытаться компенсировать свои потери, – отметил Алексей Соболь.

По его мнению, государство попытается и дальше регулировать ситуацию на рынке, что является распространенной практикой многих стран мира. Такой опыт есть в Японии, Франции, Финляндии, США, Германии и других. Система государственного регулирования цен и контроля за ними устанавливается в отношении товаров и услуг, имеющих определяющее значение для состояния экономики. В их числе электроэнергия, газ, водо- и теплоснабжение, некоторые виды продовольствия и медицинских препаратов, тарифы на железнодорожный транспорт и иные перевозки.

– Давно пора вырабатывать системный подход к регулированию цен на некоторые товары и услуги, а не жить в режиме чрезвычайных ситуаций, занимаясь временным решением проблем в ручном режиме, – подчеркнул президент ТПП ВС.

Наталья Мустафина


Возврат к списку