тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

В 2019 году нестабильность на российском топливном рынке сохранится

24.11.2018

24.11.2018 15:01; Интернет- журнал "Биржевой лидер": http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008314950.html

Счетная палата предупредила, что в следующем году рост акцизов может спровоцировать резкое увеличение стоимости бензина. Автомобилистам остается лишь гадать, на какой отметке в 2019 году остановятся цены на топливо, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».

Владельцы независимых сетей АЗС заявляют, что не смогут долго удерживать цены на топливо. В Счетной палате ранее предупредили, что из-за роста акцизов в следующем году стоимость бензина на российских заправках может резко увеличиться. Некоторые эксперты в течение следующих пяти лет ожидают подорожание бензина до 60 рублей за литр, но есть и более страшные варианты прогнозов. В Независимом топливном союзе утверждают, что уже в следующем году топливо может достигнуть этой ценовой отметки. Другие эксперты считают развитие событий по негативному сценарию маловероятным, как и прогнозируемое массовое закрытие бензоколонок.

По оценкам независимых торговцев, ситуация с бензином в России далека от стабильной, несмотря на договоренность правительства и крупных представителей топливного бизнеса. Владельцы независимых АЗС допускают закрытие огромного числа заправок по всей России, а также не исключают появления очередей и значительного роста стоимости топливных материалов.

С начала ноября ситуацию на внутреннем топливном рынке регулирует соглашение между правительством и нефтяниками о заморозке цен в мелком опте. Независимые участники рынка жалуются, что ручной режим сдерживания цен на бензин и дизель при высокой стоимости нефти делает их маржу отрицательной. Предположительную консолидацию рынка нефтепродуктов владельцы независимых АЗС называют рискованной, поскольку решение может стать причиной нестабильного обеспечения топливом ряда отдаленных регионов, где отсутствуют заправки крупных компаний.

Многие эксперты полагают, что рост цен бензина предопределен, неизвестна пока лишь величина подорожания. В заключении на проект бюджета на ближайшую трехлетку аудиторы из Счетной палаты предупреждают, что увеличение акциза в 1,5 раза с начала следующего года может спровоцировать резкий рост цен на бензин. По их оценкам, в результате потребуется принятие дополнительных компенсационных и сдерживающих мер.

Отрасль перегружена налогами.

Несмотря на протесты отраслевиков, правительство не отказывается от своих планов по повышению акцизов. В августе чиновники заявили, что с 1 января следующего года акцизы на дизтопливо и бензин увеличится на 2,7 и 3,7 тысячи рублей за тонну соответственно. В Счетной палате уточняют, что акциз на бензин 5 класса в соответствии со статьей 193 Налогового кодекса с начала 2019 года составит 12 314 рублей. По сравнению с 2018 годом размер акциза увеличится на 49,9 процента.

В рамках официальной инфляции в следующем году цены разрешено увеличивать. Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов объясняет, что продавцы бензина и поставщики исходят из инфляции затрат, которая намного выше потребительских показателей. С начала 2019 года кроме акцизов на стоимость топлива будет также влиять увеличение ставки НДС.

Генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун констатирует, что отрасль перегружена налогами. В себестоимость топлива включается налог на добычу полезных ископаемых, к которому добавляется еще и акциз. С учетом существующих факторов риска всех заинтересованных – от крупных предпринимателей до простых автомобилистов – интересует вопрос о том, какого подорожания топлива ожидать в следующем году.

Еще в мае координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов допустил, что в перспективе следующих пяти лет цена топлива может достигнуть уровня 60 рублей за литр. Григорий Баженов, комментируя данный прогноз, предположил, что с учетом перспектив и для хеджирования собственных рисков отдельные компании уже в следующем году могут исходить из цены 60 рублей за литр бензина.

В такие прогнозы склонны верить далеко не все профильные специалисты. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник называет прогноз «пугалкой». Он объясняет, что российская экономика не пребывает в фазе гиперинфляции, поэтому настолько существенное подорожание топлива вряд ли возможно.

По словам Баженова, из-за низкой прибыльности многие АЗС, которые не являются частью вертикально-интегрированных компаний (предприятия, объединяющие функции добычи, переработки и реализации топлива), начали приостанавливать свою деятельность. Эксперт прогнозирует, что в будущем это может привести к закрытию большого числа АЗС. Коммерческий и гражданский транспорт в России обслуживают около 25 тысяч АЗС, из них 60 процентов (15 тысяч единиц) относятся к независимым сетям.

Соглашение, достигнутое правительством и нефтяниками, Баженов называет гарантией убыточности независимых АЗС на протяжении 5 месяцев. Среднероссийская маржинальность продажи топлива на небольших автозаправках до конца марта следующего года составит 1,7 рубля за литр. При суточной реализации топлива на уровне около 10 тысяч литров, операционные затраты АЗС составляют около 3 рубля за литр. Это значит, что договоренность правительства и нефтяников не позволит компаниям работать в нормальных условиях, поэтому может привести к закрытию станций.

Елена Тараканова


Возврат к списку