тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Кто умышленно испортил российскую нефть? И кто за это ответит?

26.04.2019

«Транснефть» сообщила о диверсии и о том, что к делу подключились силовые органы. Ранее европейские страны остановили транзит российского сырья из-за повышенного содержание хлора

26.04.2019 20:37; БФМ.РУ: https://www.bfm.ru/news/412960

Подпись к фото: Нефтепровод «Дружба».

Значит, все-таки диверсия. Кто-то умышленно вбросил в трубу некачественную нефть. Наверное, этот кто-то даже не мог предположить, что его действия приведут чуть ли не к международному скандалу. Особенно с учетом того, что «Транснефть» назвала компанию, через чей терминал пошла грязная нефть. Это «Самаратранснефть-Терминал». Она входит в московскую группу компаний «Петронефть». У нее недавно сменились владельцы, а в «Самаратранснефть-Терминале» ввели процедуру наблюдения.

Когда компании грозит банкротство, с ней может происходить все что угодно. Возможно, кто-то случайно отправил грязную нефть. А, может быть действительно, специально: грязную в трубу, чистую — в другое место. Впрочем, это уже решит следствие.

Но есть и политический момент. По нефтепроводу «Дружба» в Европу пошла нефть с хлором. Дальше вопрос задает политолог Павел Салин.

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ: «А вот объемы этого вброса, который был осуществлен, были достаточны для того, чтобы существенно ухудшить качество поставляемой по «Дружбе» нефти и привести к его перекрытию в Белоруссии, к претензиям со стороны европейских потребителей? Это действительно было такое серьезное технологическое нарушение или все-таки здесь политика сыграла определяющую роль, и это было использовано как предлог в российско-белорусском споре, когда белорусскую сторону поддержали европейские потребители?»

Следующий вопрос: что будет дальше? Европейские страны транзит остановили. До последнего не прекращали венгры и словаки. Но, видимо, загрязненная нефть дошла и до них. Теперь, как прописано в договорах, кто-то должен возместить убытки. Точнее, тот, кто поставляет нефть, а это в данном случае «Транснефть».

Правда, убытки еще нужно посчитать. Белоруссия уже назвала цифру в 100 млн долларов. Но здесь уместно спросить, а почему не 200 или 300? Точно пока не назвали объем грязной нефти. Точно не известно, какой ущерб получил Мозырский нефтеперерабатывающий завод.

Вернее, завод заявил, что у него пострадала холодильная установка. Но, как писали «Ведомости» со ссылкой на производителя этого оборудования, оно стоит всего 3,5 млн рублей. О том, кто будет отвечать, размышляет ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности: «В любом случае «Транснефть» на входе в трубу это отслеживает. Но опять же там есть разные версии, что вроде как хлорорганику конкретно она не отслеживает, она отслеживает только сернистость и так далее. «Транснефть» гарантирует качество нефти при поставке на НПЗ. А «Транснефть» уже в свою очередь будет подавать иски к тому, кого обнаружит виновным в подаче такой нефти. Если эта нефть уже подавалась с хлорорганикой в систему «Транснефти», компания Токарева будет подавать иск к нефтяникам».

Одним из следующих шагов, наверное, станет претензия «Транснефти» к «Самаратранснефть-Терминал». Ведь это она приняла некачественную нефть. Но компания, как мы уже упоминали, близка к банкротству. Предъявлять претензии к тем, кто поставил ей эту нефть? Но речь идет о нескольких малых производителях. Вряд ли им по силам заплатить огромные штрафы.

Но это и ключ к тому, как вести себя с европейскими оппонентами. Что, несколько малых производителей, а может быть, всего один, сумели испортить всю нашу нефть, идущую в Европу? Впрочем, после остановки транзита это несколько напоминает манипуляции кулаками после драки.


Возврат к списку