Ускоряя нормализацию. Власти России продолжают восстанавливать качество нефти в нефтепроводе Дружба и искать виновных
29.04.2019
Высокое содержание серы в экспортных поставках нефти - это понятно, решаемая Транснефтью задача. Хлорорганика - это технологически странно, хотя и ожидаемо после внедрения налогового маневра. 28.04.2019 10:55 (обновлено 29.04.2019 07:48); ИА Neftegaz.RU: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/444712-belorussiya-putin-medvedev/
Москва, 28 апр - ИА Neftegaz.RU. Согласовав дорожную карту технологических мероприятий по ликвидации последствий попадания в магистральный нефтепровод (МНП) Дружба нефти с повышенным содержанием хлорорганических соединений, власти РФ продолжают прилагать нешуточные усилия по восстановлению качества экспортной нефти. Проблемы с качеством нефти, транспортируемой по МНП Дружба, возникли 19 апреля 2019 г. Нередко компонентный состав экспортной нефти нарушался из-за повышенного содержания серы. Это было понятно, потому что в России растет добыча высокосернистой нефти, и Транснефть ведет многолетнюю упорную борьбу по сохранению контрактного содержания серы в экспортной нефти. Минэнерго РФ сообщило о высокой концентрации дихлорэтана - органического хлорсодержащего соединения, попавшего в МНП Дружба.
Применение дихлорэтана в нефтянке: - в техпроцессе очищения нефти от парафина; - очистка нефтепродуктов от парафина; - как добавка для снижения отложений парафина в скважине; - антидетонационная присадка в топливо. Повышенное содержание хлорорганических соединений в экспортном потоке нефти - это не системная проблема качества российской нефти. Не исключена халатность, но скорее всего, это последствия налогового маневра, завершающий этап которого власти начали внедрять с 2019 г. Рентабельность производства нефтепродуктов упала особенно на независимых НПЗ, в тч на Николаевском НПЗ - дочке Петронефти. Начались банкротства независимых НПЗ, в тч в стадии банкротства находится СамараТранснефть - терминал компании Петронефть. В этих условиях могут быть нарушения технологического процесса слива и компаундирования поступающей на переработку нефти. Источник загрязнения был обнаружен на участке Самара - Унеча, здесь на узел слива и компаундирования нефти (УСИКН) поступает нефть на Николаевский НПЗ. Наличие хлорорганики в МНП Дружба на участке Самара - Унеча семафорит о нарушении техпроцесса на УСИКН, что подтверждает вину владельца узла. Но вот с причинами, которые привели к нарушению техпроцесса, стоит разобраться внимательнее. Потери, которые понесет Транснефть из-за нештатной ситуацией с хлорорганикой, уже оценены в более 100 млн долл США, но репутационные риски гораздо выше. Очевидно, что последствия налогового маневра оказались просчитаны не в полной мере. Копнуть нужно было глубже. Хотя нельзя исключать того, что это цена лоббирования давления на независимые НПЗ. По данным Белнефтехима, только в нефтепроводах на территории Беларуси находится около 1 млн т. А сколько некачественной нефти ушло в Польшу, на Украину и др страны? Согласитесь, странно, что система контроля качества экспортируемой нефти НПС Транснефти не среагировала на нештатную ситуацию. Почему Транснефть своевременно не откачала некондиционную нефть и не провела дополнительное компаундирование? Почему некондиционная нефть более 5 дней поступала в Белоруссию и соседние страны, подключенные к МНП Дружба? Вечером 24 апреля 2019 г. отбор нефти из МНП Дружба прекратила Польша, а 1 сутки спустя транзит нефти по своему участку МНП Дружба остановила Украина. Власти РФ зашевелились: - 26 апреля 2019 г. в ходе встречи в г. Минск, представители Минэнерго РФ, Белнефтехима, Транснефти, Гомельтранснефть Дружба и Укртранснафты, PERN конструктивно обсудили и вышли на определенные договоренности. По оценкам Минэнерго РФ, эти меры позволят к 29 апреля 2019 г. нормализовать качество нефти на границе с Белоруссией, а в течение 2 недель полностью восстановить стабильную работу МНП Дружба. Транснефть уже приступила к реализации полного комплекса мероприятий по устранению последствий, в т.ч. действий для продолжения прокачки нефти от узла учета Унеча до порта Усть-Луга. Это позволит ускорить нормализацию показателей в системе МНП Дружба. Далее будет очищена нитка нефтепровода от Унечи до Мозырского НПЗ. Затем будет проведена совместная с Укртранснафтой работа по нормализации показателей на украинской территории. С польской стороной также было достигнуто соглашение по мерам, которые будут предприняты по восстановлению транзита. П. Сорокин - участник минской встречи, бодр. Пояснив термин компаундирование, он сообщил, что нефть - это товар, который можно смешивать. За счет смешения с чистой нефтью, возможно, в обозримом будущем можно достичь приемлемого показателя нормативного качества содержания хлорорганики в 10 ppm для нефти, которая сейчас есть в отдельных нитках нефтепровода Унеча-Мозырь, Мозырь - Адамово, Мозырь-Броды. До конца апреля 2019 г., теоретически, чистая нефть будет находиться на границе РФ, до г. Мозыря нефть будет идти 2-3 дня. - 26 апреля 2019 г. даже в далеком г. Пекине В. Путин был вынужден заверить А. Лукашенко, что нештатная ситуация с хлорорганикой в МНП Дружба будет самым серьезным образом расследован.
Если будет недостаточно внутрикорпоративного расследования, не исключено, что будет проведено расследование на уровне правоохранительных органов и специальных служб. - 27 апреля 2019 г. Д. Медведев поручил в течение 7 дней провести проверку обстоятельств попадания некачественной нефти в МНП Дружба и наказать виновных. Ответственными за выполнение этого поручения назначены Минэнерго, Минпромторг, ФАС и Ростехнадзор.
Д. Медведев также поручил направить материалы проверки в Генпрокуратуру.
- в рамках выполнения этого поручения глава Минэнерго РФ А. Новак создал межведомственную комиссию по проверке нарушения показателей качества нефти, транспортируемой по МНП Дружба. В комиссию войдут руководители и заместители федеральных государственных органов, в том числе Минэнерго, Минпромторга, ФАС, Роснедр, Ростехнадзора, Росстандарта, Транснефти. Поиски виновного в загрязнении нефти, поступившей в МНП Дружба активно ведутся.
Первые результаты следственных действий говорят о том, что загрязнение было умышленным. Вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий Самаратранснефть-терминал, которая осуществляет прием нефти и анализ ее качества от нескольких малых нефтедобывающих компаний. Налоговый маневр ухудшил положение Самаратранснефть-терминал - компания банкрот.
Покупателем стала Городская инновационно-лизинговая компания, которая затем перепродала УСИКН компании Нефтеперевалка, с которой у Самаратранснефть-терминала нет никаких коммерческих отношений. Очевидно, что в связи с банкротством независимых НПЗ, нештатные ситуации в УСИКН могут продолжится. И проблему нужно решать 2 путями: - наладить оперативный учет качества экспортной нефти, и принять меры по оперативному реагированию на нештатные ситуации в НПС Транснефти; - помочь независимым НПЗ, которые после внедрения налогового маневра вынужденно идут на нарушения техпроцессов, чтобы сохранить рентабельность производства нефтепродуктов и не разориться. Пока власти РФ говорят лишь о важности восстановления транспортировки качественной нефти по МНП Дружба, а информации о мерах поддержки независимых НПЗ с целью предотвращения подобных ситуаций пока нет. В ситуации будут разбираться правоохранительные органы. Переговоры с пострадавшими импортерами российской нефти будут продолжаться.
Темы обсуждения: - технические меры по нормализации ситуации по всем направлениям - от нефтепереработки до транзитных направлений; - выработка компенсационных механизмов. Сколько денег потребуют от России пока неизвестно, эти переговоры обещают быть очень сложными... Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина Источник: Neftegaz.RU |
|