тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Кто пострадает и выиграет от нового «налогового маневра» в нефтехимии?

12.11.2019

Переработку СУГ могут поддержать за счет сокращения льготы на прямогонный бензин.

12.11.2019; ИА «Девон»: http://iadevon.ru/news/chemistry/kto_postradaet_i_viigraet_ot_novogo_%c2%abnalogovogo_manevra%c2%bb_v_neftehimii-9476/

(12 ноября 2019 03:12 , ИА "Девон" ) Правительство РФ рассматривает новый источник финансирования налоговой льготы для переработки сжиженных углеводородных газов (СУГ). Им может стать сокращение льгот на самое популярное сейчас нефтехимическое сырье — нафту, пишет «Коммерсант». Есть и другой вариант — вводить льготу для СУГ постепенно и поначалу финансировать ее за счет бюджета.

Субсидия для нафты может сократиться на треть — до примерно 9 тыс. на тонну, что соответствует льготе на этан. По оценке экспертов, в таком случае владеющие мощностями пиролизами нафты ЛУКОЙЛ и «Роснефть» могут потерять несколько миллиардов рублей в год. Крупнейшими российскими переработчиками нафты являются «Нижнекамскнефтехим» (группа ТАИФ), «Ставролен» (ЛУКОЙЛ), а также Ангарский завод полимеров «Роснефти».

Дотация на нафту включает обратный акциз в 9,7 тыс. руб. на тонну и таможенную субсидию еще на 3,2 тыс. руб. (в целом — около 13 тыс. руб.). «Можно снять с нее 4 тыс. руб.»,— говорит собеседник издания. Тогда льготы на нафту снизятся до недавно утвержденного уровня обратного акциза на этан - 9 тыс. руб. на тонну.

Утвердить льготы на сжиженные углеводородные газы правительство должно было еще в сентябре. Изначально предполагалось, что компенсации переработчикам СУГ будут оплачиваться за счет повышения ставки экспортной пошлины. Затем Минэнерго предложил не компенсировать 55–60 млрд рублей в год расходов бюджета на эту льготу. При этом Минфин и так получил 350 млрд руб. в год от бессрочного продления повышенной ставки НДПИ на нефть.

Минэнерго предлагало вице-премьеру Дмитрию Козаку установить обратный акциз на СУГ в 7,3 тыс. руб. на тонну. Операционная часть акциза в 4,2 тыс. руб. должна позволить использовать СУГ как нафту. Инвестиционная часть в 3,1 тыс. руб. на тонну должна стать дополнительной поддержкой для окупаемости новых пиролизных мощностей на СУГ.

Рассматривается и переходный вариант постепенного повышения обратного акциза на СУГ, начиная только с операционной составляющей в 4–4,5 тыс. руб. с последующим доведением его до 7,3 тыс. руб. на тонну.

Акциз на СУГ принципиален для трех крупных проектов, которые должны быть запущены после 2023–2024 годов. Первый – это Амурский газохимический комплекс (ГХК) СИБУРа мощностью по 1,5 млн тонн этилена и полиэтилена в год. Еще два - это химический комплекс «Русгаздобычи» Артема Оболенского в Усть-Луге (3 млн полимеров в год) и Иркутский завод полимеров (проект Иркутской нефтяной компании).

В СИБУРе поддерживают скорейшее выравнивание условий для нефтехимических производств, работающих на разных видах сырья. «Принятие регулятором решения по обратному акцизу на СУГ является важным фактором для возможного и своевременного утверждения строительства Амурского ГХК в расширенной конфигурации, заявили в СИБУРе, - Это позволит создать крупнейшие в мире интегрированные мощности по базовым полимерам. Компания готова к утверждению базовой конфигурации АГХК в случае отсутствия положительного решения по обратному акцизу на СУГ».

Источник, близкий к СИБУРу подчеркнул, что «разговор об источниках финансирования акциза с точки зрения правильного регулирования отрасли глубоко вторичен». Он напомнил, что льгота уже дана той части отрасли, которая работает на нафте, и «дана по сути «случайно» как побочный результат налогового маневра». «Поэтому возникающие иногда интерпретации об акцизе на СУГ как новой льготе нефтехимикам, на которую нужно найти средства бюджета, неверны. Есть тонкости бюджетного процесса, но фундаментально нужно идти не от бюджета, а от необходимости выровнять условия переработки сырья»,— сказал он.

Постепенное повышение обратного акциза на СУГ позволит сгладить выпадающие доходы бюджета на среднесрочном горизонте, считает директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. Дальнейшее увеличение субсидии для сжиженных углеводородных газов до 7,3 тыс. руб. на тонну произойдет за счет сокращения льготы для нафты, предполагает аналитик. В таком случае размер «переходной суммы» может составить 21 млрд руб. исходя из объема переработки нафты в 2018 году.

При таком «маневре» пострадают в первую очередь компании, в портфеле которых минимальна доля нефтехимии на СУГ. Так, ЛУКОЙЛ может потерять около 2,5 млрд руб. в год, «Роснефть» — около 2 млрд руб., полагает Дмитрий Акишин. По его мнению, вариант с постепенным ростом субсидии для СУГ не приведет к отказу от создания новых пиролизов на этом сырье. Строительство заводов занимает не менее четырех-пяти лет, и к моменту их ввода субсидия, вероятно, уже достигнет полного размера.

Справка ИА Девон

Нафта (или прямогонный бензин) - это легкие бензиновые фракции, которые были получены в результате, как правило, первичной переработки углеводородного сырья.

В России ежегодно выпускается более 35 млн тонн нафты. Это нефтяное сырье, используемое для производства алкенов, из которых производят каучук и полимеры. Цены на СУГ и нафту сравнительно волатильны из-за мировой конъюктуры.

Главным барьером для развития нефтегазохимии в России считается недостаток долгосрочных стимулов для углубленной переработки нефтегазохимического сырья. Например, отсутствие механизмов стимулирования использования сжиженных углеводородных газов.

Для развития переработки нафты эффективнее налоговые и таможенные инструменты поддержки строительства нефтехимических мощностей, считают эксперты. Для СУГ и этана необходим баланс стимулов, чтобы создать инфраструктуру подготовки и транспорта сырья. Нужны меры налоговой поддержки, выравнивающие условия с нафтой. Также для сжиженных углеводородных газов возможно использование дифференцированного подхода для чистых фракций и смесей.


Возврат к списку