тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Продолжение инвентаризации: как оценивать льготы?

24.12.2019

Согласование единых критериев эффективности господдержки для нефтянки будет тяжелым

24.12.2019; «КоммерсантЪ» - Приложение "Нефть и газ": https://www.kommersant.ru/doc/4205504

В 2018 году нефтедобывающей отрасли были предоставлены налоговые послабления на 1 трлн руб. при почти 7 трлн руб. фактических поступлений в бюджет. Борьба между отраслью и Минфином не стихает. И у каждого в ней своя правда. Поэтому фискальную систему необходимо балансировать, иначе проиграют все.

К 1 декабря в правительство были представлены данные по инвентаризации экономической эффективности разработки месторождений с запасами свыше 5 млн тонн нефти. В сценарии сохранения цен на нефть и курса рубля 2018 года доля рентабельных запасов в периметре оценки составила 64%. А вот при консервативных макроусловиях базового сценария Минэкономразвития (снижение цены до $40 за баррель при стабильном курсе) экономически эффективно извлекать только 36%.

Важно понимать, что инвентаризация является оценкой только в действующих налоговых условиях, и расчеты по ее итогам должны были стать основой для выполнения дальнейшей части поручения по анализу эффективности налоговых стимулов. Однако в нужной степени детализации для оценки фискальных условий — на уровне скважин — были предоставлены данные только по 110 месторождениям, или 40% от всего периметра. Поэтому профильными министерствами было согласовано продление срока инвентаризации для доработки данных по оставшимся месторождениям.

Параллельно с этим по поручению президента Владимира Путина Минэнерго, Минфину и нефтяным компаниям необходимо согласовать методику оценки эффективности предоставления налоговых стимулов. Она должна определять единые критерии и подходы к экономическому обоснованию.

Предварительный анализ эффективности мер государственной поддержки в сегменте нефтедобычи ожидался уже в этом году. В апреле утвержден порядок формирования списка налоговых расходов и их ежегодной оценки (постановление правительства РФ №439). Под налоговыми расходами в этом случае понимаются все льготы, освобождения и иные преференции. Согласно докладу Минфина об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, общий объем таких расходов в нефтяной отрасли составил около 1 трлн руб. Оценка их эффективности в документе при этом не раскрыта.

Действительно, в абсолютном значении нефтедобывающая отрасль получает значительные послабления, но и общий объем платежей только по рентным налогам (НДПИ и пошлине) составил около 6,8 трлн руб., или 33% доходов бюджета.

Ключевой вопрос заключается в том, что приносят налоговые расходы с точки зрения развития экономики. По данными Минэнерго, с 2006 года объем инвестиций в нефтедобычу вырос в три раза, до 1,4 трлн руб. За счет предоставления значительных налоговых стимулов для новых провинций было введено более 20 крупных месторождений с суммарными запасами 3,8 млрд тонн, а капитальные вложения в 2006–2019 годах составили около 3 трлн руб. Без послаблений эти активы не разрабатывались бы ввиду экономической неэффективности, связанной с потребностью развития дорогостоящей инфраструктуры.

Предоставление понижающего коэффициента для низкопроницаемых коллекторов и тюменской свиты (трудноизвлекаемых запасов — ТРИЗ) в конце 2013-го позволило ввести в разработку новые залежи, суммарная добыча на которых в 2018 году составила более 40 млн тонн. Это дало возможность поддерживать значительный прирост нового бурения в Западной Сибири, необходимого для сокращения темпов падения добычи в ключевом регионе. Например, в ХМАО за последние три года введено на 40% больше новых скважин.

Однако, как показали результаты первого этапа инвентаризации, опций для рентабельного бурения даже на льготируемых ТРИЗах в традиционных провинциях при действующей налоговой системе остается все меньше. За исключением новой провинции на Таймыре, большая часть крупных greenfield (новых месторождений) уже введена. В этих условиях сохранение объемов добычи и инвестиций в ближайшей перспективе находится под значительным риском. Эту обеспокоенность не так давно уже озвучивали Минэнерго и Минфин.

При этом объем льготных категорий на 2018 год уже охватил около 50% запасов и добычи нефти в стране. В результате получается, что при значительном количестве налоговых стимулов большая доля запасов остается нерентабельной. Важно понимать, что нефтянка в ближайшей перспективе останется основным источником пополнения бюджета. Все это говорит о несбалансированности фискального режима. Поэтому для снятия рисков падения доходов казны и инвестиционной активности необходимо согласовать единый подход к оценке всей налоговой системы. Так какими должны быть оптимальные критерии предоставления мер поддержки?

Во-первых, необходимо анализировать потребность в стимулировании. Для brounfield (разрабатываемых месторождений) это может быть нерентабельность нового бурения, для greenfield — убыточность проекта в целом. Однако здесь возникает вопрос: какая минимальная требуемая норма доходности (ставка дисконтирования) должна применяться для оценки? Исторически сложилось, что при обосновании мер господдержки отрасль и регуляторы всегда ориентировались на ставку 16,3% в реальном выражении.

Во-вторых, при определении эффективности конкретного механизма господдержки важно оценивать его влияние на экономику в целом, а не только на доходы бюджета. Для этого необходимо разработать интегральный показатель, учитывающий изменение не только налоговых поступлений, но и инвестиций, прибыли инвесторов, а также влияние на смежные отрасли с учетом налогового стимула и без него. Однако при таком подходе нужно учесть много нюансов: от согласования веса для каждого слагаемого формулы до учета эффекта дисконтирования.

Вопрос об оптимальной фискальной системе в нефтедобывающей отрасли традиционно является дискуссионным, и процесс согласования критериев, по всей видимости, будет не самым простым. У каждой стороны своя правда. Тем не менее впервые в российской практике должна быть выработана единая методика предоставления мер налоговой поддержки, определяющая досрочные правила игры в ключевой отрасли российской экономики.

Дарья Козлова,

директор по консалтингу

в сфере госрегулирования ТЭКа

VYGON Consulting

Возврат к списку