тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Министерства рубят СУГ

05.02.2020

Минфин и Минэнерго спорят о финансировании переработки сжиженных углеводородных газов

05.02.2020; Газета "Коммерсантъ": https://www.kommersant.ru/doc/4242927

Новое правительство подхватило затянувшуюся дискуссию об источнике финансирования обратного акциза на сжиженные углеводородные газы (СУГ), который планировалось ввести еще в прошлом году. Так, Минфин настаивает на введении для этого с 2023 года НДПИ на попутный нефтяной газ (ПНГ) и предлагает перенести решение вопроса на июль, в то время как Минэнерго, выступающее против такой схемы, считает, что договориться получится еще до конца февраля. Очередное обсуждение льгот на этан и СУГ пройдет 6 февраля на совещании у нового куратора ТЭКа вице-премьера Юрия Борисова.

Как стало известно “Ъ”, Минфин готов согласовать доработанную Минэнерго «дорожную карту» по развитию нефтегазохимического комплекса до 2025 года, если в документ будет внесен пункт о введении с 1 января 2023 года НДПИ на ПНГ, доходы от которого станут источником для льгот на СУГ. Также, говорится в письме заместителя главы Минфина Ильи Трунина (есть у “Ъ”), министерство просит перенести сроки подготовки законопроекта с января 2020 года на июль.

Речь идет о законопроекте, предусматривающем обратный акциз на СУГ и этан, а также инвествычет для нефтепереработки в качестве мер поддержки нефтегазохимической отрасли, утвержденных год назад премьером Дмитрием Медведевым. Согласовать параметры министерства должны были еще в марте 2019 года для этана и в сентябре — для СУГ. Минфин и Минэнерго смогли договориться о размере поддержки: субсидия на этан составит 9 тыс. руб. на тонну, для СУГ — 4,5 тыс. руб. на тонну с ростом до 7,5 тыс. руб. к 2026 году. Выплаты положены проектам, введенным после 2022 года, либо тем, кто вложил более 65 млрд руб. в модернизацию.

Но чиновники не согласовали источник финансирования. В Минэнерго считали, что уплачивать акциз государство сможет из бюджета, как альтернативу предложив вдвое снизить для нефтяников норму сжигания ПНГ, а дополнительные штрафы направить на поддержку переработки СУГ. Но в начале декабря 2019 года уплачивать акциз было решено все же за счет НДПИ на ПНГ, размер которого предполагался 50 руб. за 1 тыс. кубометров в 2022 году с ростом до 150 руб. к 2026 году. Как отмечает в письме в правительство замминистра энергетики Павел Сорокин (есть у “Ъ”), в утилизацию ПНГ и развитие его глубокой переработки вложены значительные средства. А введение НДПИ на этот вид сырья приведет к его подорожанию для конечных потребителей, так как добывающие компании переложат на них затраты.

В Минэнерго отмечают, что предоставление льгот на СУГ и этан обеспечат дополнительные 12 млн тонн нефтехимической продукции, $7 млрд несырьевого экспорта и $50 млрд инвестиций в течение десяти лет. Если компании реализуют заявленные проекты, пишет господин Сорокин, их инвестиции в 2020–2030 годах суммарно могут составить 3,1 трлн руб., около 2,2 трлн руб. придется на проекты на СУГ и этане. В связи с этим Минэнерго считает, что льготы на СУГ не требуют дополнительного источника финансирования. Сроки введения льгот, учитывая высокую стадию готовности законопроекта, в Минэнерго согласны сдвинуть до конца февраля.

Очередное обсуждение льгот на этан и СУГ состоится 6 февраля на совещании у нового курирующего вице-премьера Юрия Борисова, сообщили источники “Ъ”. Дмитрий Акишин из VYGON Consulting отмечает, что компании, рассчитывающие на льготы после 2022 года, должны уже сегодня принимать решения даже по проектам модернизации, не говоря уже о таких новых крупных мощностях, как ГХК в Усть-Луге Артема Оболенского, Амурский ГХК СИБУРа и Иркутского завода полимеров, запуск которых вряд ли возможен раньше 2024 года. При этом, по его расчетам, без мер поддержки доходность таких нефтехимических проектов вряд ли превысит 8–10%. Евгения Дышлюк из Газпромбанка отмечает, что любые варианты коммерческого использования ПНГ требуют существенных инвестиций в инфраструктуру и введение НДПИ на ПНГ делает монетизацию попутного газа еще менее выгодной для нефтегазовых производителей. По мнению эксперта, это наиболее негативно отразится на «Газпром нефти» и «Роснефти».

Ольга Мордюшенко, Дмитрий Козлов

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

НЕУЖЕЛИ ДО МИНФИНОВЦЕВ ТАК ТРУДНО ДОХОДИТ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ?

Ну, что нельзя с одним аршином подходить ко всем участникам рынка

================================

Вот, цитируем:

«Минфин готов согласовать доработанную Минэнерго «дорожную карту» по развитию нефтегазохимического комплекса до 2025 года, если в документ будет внесен пункт о введении с 1 января 2023 года НДПИ на ПНГ, доходы от которого станут источником для льгот на СУГ». (см.: https://www.kommersant.ru/doc/4242927)

---

Поясняем, особенно, для чиновников Минфина: есть в России (ну, пока ещё есть) такие компании, которые только разведывают запасы УВС и добывают его. Вот, такие монотоварные недропользователи, добывающие и продающие только сырье. Они не перерабатывают добытое – т.е. не производят и упомянутый СУГ. Их ценность в другом – в потенциале гибкого, незабюрократизированного реагирования на рыночные изменения, особой нацеленности на ГРР и внедрение малостоимостных инноваций. Такие компании в странах с наиболее продвинутой практикой развития конкурентной среды, являются настоящими драйверами этой самой конкуренции. Правда, конкретно в наших условиях потенциал таких монотоварных недропользователей может реализоваться на практике в полной мере лишь при условии, что в законодательно-нормативной базе госрегулирования российского НГК наконец-то будет учтена специфика бизнеса не только крупных ВИНК (как сегодня), но и относительно небольших независимых (т.е. не интегрированных в ВИНК) нефтегазодобывающих компаний (ННК), относящихся, как правило, к так называемому малому и среднему нефтегазовому бизнесу.

А теперь ответьте на элементарный вопрос: «С какой стати за льготы производителям СУГ должны будут платить те, кто этот СУГ не производит?»

-----

Olga Mordyushenko и Dmitri Kozlov, а теперь специально для Вас:

Цитируем Вашу замечательную статью: «Евгения Дышлюк из Газпромбанка отмечает, что любые варианты коммерческого использования ПНГ требуют существенных инвестиций в инфраструктуру и введение НДПИ на ПНГ делает монетизацию попутного газа еще менее выгодной для нефтегазовых производителей. По мнению эксперта, это наиболее негативно отразится на «Газпром нефти» и «Роснефти».

-----

Так вот, абсолютно верно упоминает уважаемая госпожа Дышлюк про важность инфраструктуры при решении вопроса об инвестировании в утилизацию ПНГ. Только вот ошиблась эксперт с главными пострадавшими от введения НДПИ на ПНГ. Главный удар при этом нововведении будет не по этим двум гигантам, имеющим возможности самим создать необходимую инфраструктуру, а по небольшим ННК, работающим в глуши, где нет никакой экономической целесообразности утилизировать ПНГ. Меж тем, именно такие небольшие ННК являются сегодня регионообразующими предприятиями для отдалённых уголков России. Умрут эти компании, умрут и эти регионы. Не так ли, Елена Корзун (Elena Korzun)?


Возврат к списку