тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Суррогатное дизтопливо останется на рынке РФ после ужесточения налогового режима с 1 апреля

02.04.2020

02.04.2020 13:55; «Financial One»: https://fomag.ru/news-streem/surrogatnoe_diztoplivo_ostanetsya_na_rynke_rf_posle_uzhestocheniya_nalogovogo_rezhima_s_1_apr/

(Рейтер) Российские нефтепереработчики намерены продолжить производство и реализацию на внутреннем рынке РФ суррогатного дизтоплива, по-прежнему избегая уплаты акциза на средние дистилляты, несмотря на ужесточение налогового законодательства с 1 апреля, говорят источники в отрасли.

Лазейкой для небольших и средних независимых НПЗ с простой схемой переработки станут существующие исключения в статье 181 пункт 11 Налогового кодекса, согласно которым не признаются средними дистиллятами смеси, содержащие более 30% ароматических соединений, а также авиационный керосин.

Между тем правительство уже готовит новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки.

Источники в отрасли оценивают годовой объем рынка суррогатного дизтоплива России от 6 до 8 миллионов тонн.

НОВЫЙ ЗАСЛОН

С прошлого года и до начала апреля производители суррогатного дизтоплива преимущественно избегали начисления акциза на средние дистилляты, паспортизируя свои продукты как высоковязкие или низкозастывающие (пункт 11 статьи 181 Налогового кодекса).

Акциз в 2019 году составлял 9.241 рубль за тонну, в первом квартале 2020 года - 9.535 рублей за тонну.

Согласно редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 апреля этого года, недостаточно просто указать в паспорте параметры застывания, вязкости и температуры вспышки. Теперь, чтобы признать средний дистиллят безакцизным высоковязким и низкозастывающим, требуется доказать применение для его производства специфических технологических процессов: каталитической депарафинизации, гидроизодепарафинизации, депарафинизации селективными растворителями, деасфальтизации пропаном, селективной очистки.

Такие процессы применяются для производства масел и, как правило, отсутствуют на НПЗ с простой схемой переработки, или мощности таких установок значительно ниже объемов производства средних дистиллятов.

ДЕМПФЕР В АКЦИЗЕ

Дополнительным барьером на пути средних дистиллятов к российскому потребителю в новой редакции Налогового кодекса стало формульное определение акциза для средних дистиллятов.

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года акциз определяется как сумма 9.585 рублей за тонну и абсолютного значения демпфирующей надбавки для дизтоплива, если она имеет отрицательное значение, как сейчас.

Если демпфер для дизтоплива за апрель вычислялся бы по сегодняшним котировкам, он составил бы минус 11.000 рублей за тонну, в этом случае полный акциз для средних дистиллятов достиг 20.500 рублей.

Неизбежность начисления такого акциза делает поставки на внутренний рынок неинтересными для производителей суррогатного дизтоплива.

АРОМАТИКА

Новый способ ухода от акциза с использованием предусмотренного Налоговым кодексом исключения для смесей, содержащих более 30% ароматики, уже анонсировали отдельные независимые НПЗ с простой схемой переработки.

Другие НПЗ, реализующие средние дистилляты российским потребителям, пока не определились, и приостановили отпуск топлива, желая изучить опыт коллег.

По словам нефтепереработчиков, в дизельных фракциях, получаемых из большинства сортов российской нефти, содержание ароматических соединений значительно ниже 30%. Поэтому для того, чтобы честно обойти акциз, потребуется добавить недостающее количество ароматических соединений. Источником таких веществ, по словам специалистов, могут быть: ксилольная фракция, газойли коксования и каткрекинга, смола пиролизная. Однако все эти добавки ухудшат основные параметры дизтоплива, пусть даже суррогатного.

"В дизеле ароматики 15%-16% в лучшем случае. Можно влить ксилол, смолу пиролизную, например. Но все это испортит продукт. Разве только какой-нибудь трактор может быть не заметит", - считает инженер-технолог одного из российских НПЗ.

Вместе с тем, полагают источники в отрасли, реальное содержание ароматики доводить до 30% может и не потребоваться.

"Думаете в низкозастывающих вспышка была 81 градус и застывание минус 35 на самом деле? Сейчас так же будет - только на бумаге 30% (ароматики)", - уверяет трейдер на рынке суррогатов.

Вместе с тем другие источники на рынке говорят о том, что налоговые органы последнее время стали намного внимательнее проверять обоснованность ухода в безакцизные продукты.

"Несколько проверок в 19 году было с проведением анализа образцов. Суды были. Всё заканчивалось доначислением огромных сумм по акцизам", - рассказал источник в отрасли.

По его мнению, долго приписывать обычному суррогатному дизтопливу 30% ароматики для ухода от акциза не получится, так как подготовлены новые поправки в Налоговый кодекс, не позволяющие НПЗ со свидетельством переработчика нефтяного сырья уходить от акциза на средние дистилляты через ароматику.

"Или все средние с акцизом, или отказывайся от свидетельства, но тогда не получишь субсидию в виде обратного акциза на нефтяное сырье", - пояснил источник.

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ДЕМПФЕР

Пока возможность продавать средние дистилляты на внутреннем рынке РФ без акциза сохраняется, обеспечивая мини-НПЗ очень хорошую маржу и позволяя им оставаться на плаву, когда более оснащенные НПЗ нефтяных компаний начинают работать в убыток.

Экспортная альтернатива для средних дистиллятов производства небольших и средних простых НПЗ сегодня, по расчетам трейдеров, ниже 16.000 рублей за тонну, однако на внутреннем рынке топливо продается по 39.000-41.000 рублей за тонну.

Цены на дизельные фракции таких производств традиционно определяет не экспортная альтернатива, а текущая стоимость товарного дизтоплива Евро-5 ближайших НПЗ, уменьшенная на скидку 1.500-2.000 рублей за тонну.

Сегодня высокая премиальность внутреннего рынка возникла за счет того, что производители дизтоплива, соответствующего техническому регламенту, поддерживают его стоимость значительно выше экспортной альтернативы, так как вынуждены закладывать в цену продукции помимо акциза еще демпфирующую надбавку, ставшую отрицательной из-за обвала мировых котировок и подлежащую уплате государству.

Абсолютная величина демпфера для дизтоплива за март превысила 7.000 рублей за тонну, а по текущим котировкам апреля составляет около 11.000 рублей, показали расчеты Рейтер.

Таким образом, акциз (8.835 рублей за тонну) и демпфер (11.000 рублей за тонну) с учетом НДС составляют сегодня в сумме почти 24.000 рублей в цене товарного дизтоплива, являясь основой заработка изготовителей безакцизного суррогатного дизтоплива.

УСТУПИТЕ МЕСТО

По информации источников, некоторые производители в апреле решили не искать новые лазейки в Налоговом кодексе и не оставлять средние дистилляты для внутреннего рынка, направив все апрельские объемы на экспорт и уступив место другим изготовителям суррогатов или товарного дизтоплива.

Так, по данным источников, Новошахтинский ЗНП уведомил трейдеров о том, что в апреле, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, не планирует продавать средние дистилляты на внутреннем рынке.

Эта информация перед началом полевых работ обеспокоила многих потребителей, которые в последние дни марта устремились за топливом на соседние НПЗ - Ильский и Славянск-ЭКО, чтобы сделать запасы на период неопределенности с новыми безакцизными технологиями для суррогатов.

"С Новошахтинского не будет дизеля в апреле, а колхозникам сейчас уже надо. На Ильский все поехали - там очереди на два дня" - рассказал трейдер.

В случае потери выгоды от эффекта отрицательного демпфера в перспективе за счет роста мировых цен и ожидаемой корректировки Налогового кодекса, производители прямогонного дизтоплива могут окончательно покинуть внутренний рынок. Товарное подакцизное дизтопливо будет вытеснять безакцизный суррогат на экспорт, занимая его место на внутреннем рынке и принося российской казне дополнительный доход.

(редактор Людмила Зараменских)

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Ниже приводится пост («ДИЛЕММА, ПОНИМАЕШЬ…») по данной статье, размещённый в самой многочисленной на сегодня русскоязычной нефтегазовой группой в Фейсбуке - «Нефтегазовый Мир», а также ключевые комментарии из обсуждения этого поста:

ДИЛЕММА, ПОНИМАЕШЬ…

Как говорится, "хочешь жить, умей вертеться"

07.04.2020; Группа «Нефтегазовый Мир» в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/733415503413075/permalink/2826943694060235/

==============================

Цитирую:

«… новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки». (см.: https://fomag.ru/news-streem/surrogatnoe_diztoplivo_ostanetsya_na_rynke_rf_posle_uzhestocheniya_nalogovogo_rezhima_s_1_apr/)

----

Очень много вопросов по этой статье.

В частности, любопытно было бы узнать, как это во времена разбушевавшегося налогового манёвра и вступившей в силу с 1 января 2018 г. поправки в НК о расширении подакцизной группы средних дистиллятов ещё умудрились сохраниться НПЗ с просто схемой переработки?!! Какие-такие субсидии они получают от государства. Лично я первый раз об этом прочёл…

Или имеются в виду непрошедшие модернизацию НПЗ «Роснефти»?

Интересно было бы увидеть пояснения и комментарии специалистов по нефтепереработки.

Кирилл Лопатин, в частности, и Ваше мнение также было бы интересно увидеть.

Сергей Ветчинин

администратор группы "Нефтегазовый Мир"

Сергей ВетчининТамара Сафонова, Александр Чобан, Максим Чуприй, Андрей Кондрашов, жду и от вас мнений по этой публикации и в частности по вопросу, который я разместил в топике этого поста.

Тамара Сафонова: Сергей Ветчинин, я шокирована статьей, с указанием конкретных участников процесса. Поскольку мы тут все в одной связке, лично я никогда не соединяю проблематику с конкретными предприятиями и лицами, исключая прямые «наводки».

Сергей ВетчининКоллеги, поделюсь с вами мыслями по поводу самого термина «суррогатное топливо».

Не правда ли, что-то крамольное, чуть ли не подпольно-поддельное слышится в нём. А на самом деле суррогат - это всего на всего заменитель чего-либо. Причем, заменитель вполне достойный и, главное, абсолютно легальный. К примеру, когда вам не для поездки на автомобиле, а просто чисто технологически (для использования в печах ЖКХ, асфальтобетонных заводов, в сельскохозяйственных различных сушилках-веялках; в различных двигателях в сельском хозяйстве, горнодобывающей и горно-обогатительной, лесной промышленности и прочее-прочее) АБСОЛЮТНО не нужно топливо класса Евро-5, то вы и используете это самое «суррогатное топливо», которое вам абсолютно подходит и по технологии, и по стоимости. 
Хорошо запомнил вот эти слова одной представительницы независимого НПЗ-миллионника (сейчас, увы, уже проходит процедуру банкротства по причине удара со стороны налогового манёвра): 
«Кто решил, что продукция, которая востребована на рынке, является суррогатной? Кто, вообще, установил, что переработка на независимых НПЗ в объеме 41,8 млн. тонн (15% от общероссийской нефтепереработки) называется «бадяжной», «суррогатной», «самоварной»?

======================================== 
Сказано это было в конце 2017 г. на годовом Общем собрании полномочных представителей компаний - участников Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть». И приглашённые на это собрание представители сектора независимых НПЗ рассказывали независимым добывающим компаниям о том, что принятый тогда закон о внесении в НК поправок, в частности, расширяющих подакцизную группу средних дистиллятов, приведет к неконкурентному переделу рынка в российской нефтепереработке, что вызовет массовые банкротства многих предприятий, стремительное усиление безработицы и существенный рост цен на жизненно необходимые для людей товары.

Вот, ссылка на видеозапись того выступления: https://www.youtube.com/watch?v=Ywp7A5tqTYc&feature=youtu.be (YOUTUBE.COM: «Острая проблема.

Закон, принятый в интересах ВИНК разрушает экономику страны»)

Александр Чобан: Сергей Ветчинин, на самом деле и по факту, так называемое «суррогатное дизельное топливо» от «не суррогатного» отличается только повышенным содержанием серы. Данное топливо, может производить любой прямогонный НПЗ.

Я тоже не понимаю, почему его называют «суррогатным».

Сергей ВетчининАлександр Чобан, т.е. есть сегодня возможность у небольших НПЗ легально выпускать такое "суррогатное топливо", которое востребовано на легальном рынке именно технологических топлив (т.е. не для АЗС)? Или в таком топливе уже просто нет легальной надобности?

Александр Чобан: Сергей Ветчинин, конечно есть спрос на такое топливо, и востребованность его более широкая, мы все это подробно обсуждали ещё 1,5 года назад, перед изменениями НК. И мы не сможем заставить будущего президента и бывшего налоговика произвести в нем послабления. Нас поставили перед фактом реальности закона, и нам приходится жить и работать в этой реальности.

Александр Чобан: Мое мнение такое - все руководители прямогонных НПЗ (больших или маленьких) которые пытаются продавать на внутреннем рынке «безакцизные» дизельные фракции ходят под статьёй. Я не знаю природное сырьё (для переработки) из которого при прямой перегонке получались бы дистилляты с содержанием ароматики более 30%, и схожие по своим характеристикам с дизельным топливом. И налоговики его тоже не знают, одна проверка с отбором образцов и с раскрытием технологии мгновенно повлечёт за собой катастрофические, для таких предприятий, санкции. Мухлёж может дать только временную отсрочку остановки производства.

Экспорт таких дизельных фракций тоже не выход, ещё при падении стоимости нефти, рентабельность таких направлений были практически на нуле, даже с возвратом НДС. А что уж говорить о настоящем времени...

У тех, кто хочет остаться в данном бизнесе, есть только один путь - выход из тени с оплатой всех акцизов и налогов. А для этого нужна модернизация производства, которая даст рентабельность с выплатой всех акциз и налогов. Это возможно только при увеличении глубины переработки нефти или искать пути переработки альтернативного сырья с получением реальных без акцизных топлив, например алкилирования простых парафинов на твёрдом катализаторе - дешевое и общедоступное сырьё и дорогое без акцизное топливо.

Кирилл Лопатин:

1. Под субсидией, закон понимает обратный акциз на нефтяное сырье, который получить может только производитель с особыми показателями. Как мы, наверное, догадываемся, кроме ВИНКов, таких нет.

2. Изменения в НК в ст. 181 связаны с определением продукции, как "нефтяное сырье," и отменой уплаты с него акциза, в том числе и со средних дистиллятов. Если вкратце, то теперь можно перемещать КГФ с одного предприятия на другое (для дальнейшей переработки) не уплачивая ничего. Как мы, наверное, догадываемся, кроме ВИНКов, таких нет.

3. Буду признателен, если в группе найдутся лингвисты и переведут на русский язык то, что написано в ст 181 после слов «Не относится к средним дистиллятам нефтяное сырье, при совершении операций с которым выполняется хотя бы одно из следующих условий…».

4. Правильно их называют - "Питеркие наперсточники", не надо с ними в эти игры играть. Это мы с Вами еще 3 года назад обсуждали именно в этом ключе. Если оставаться в легальном поле, то только уходя в нефтехимию или лом. Вторичные процессы и модернизация (где взять 60 млрд- например?) не решают вопрос, если нет своей нефти. Думаю, Мазуров это понимал, приобретая Оренбургские месторождения. И те, кто не дал ему это сделать, - тоже.

5. Судя по структуре производственных площадок, Вы верно указали в «подводке» главного интересанта.


Возврат к списку