тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Счетная палата выявила ряд проблем в геологоразведке России

28.05.2020

28.05.2020 00:00; АЭИ «ПРАЙМ»: https://1prime.ru/state_regulation/20200528/831526612.html

МОСКВА, 28 мая /ПРАЙМ/. Счетная палата РФ выявила проблемы в нормативно-правовой и в управленческой сферах геологической отрасли, говорится в отчете ведомства.

"Регуляторная основа развития МСБ (минерально-сырьевой базы — ред.) РФ не отвечает в полной мере современным требованиям восстановления и рационального использования природных ресурсов, технологическим условиям пользования недрами", — сообщила Счетная палата. В частности, не приняты федеральные законы и подзаконные акты, направленные на совершенствование действующей системы лицензирования в области недропользования, стимулирования освоения трудноизвлекаемых запасов, а также использования отходов недропользования, сообщила СП.

Также ведомство считает, что недостаточная изученность недр уже в среднесрочной перспективе может выступить сдерживающим фактором экономического развития страны и обеспечения нацбезопасности. В отчете сообщается, что условия для привлечения частных инвестиций в геологическое изучение недр ранних стадий не созданы. "Так, препятствием для привлечения инвестиций на поиски месторождений стратегических видов полезных ископаемых являются ограничения, связанные с засекречиванием значительной части созданных в период СССР геологических отчетов, тематика которых в настоящее время является открытой", — отмечается в материале.

Кроме того, общий объем финансирования работ на геологическое изучение и воспроизводство МСБ в 2015–2019 годы составил 1,84 триллиона рублей, 90% которых составляют средства недропользователей. Объема бюджетного финансирования отрасли недостаточно для формирования "поискового задела", отмечает СП.

В целях обеспечения воспроизводства МСБ и повышения инвестиционной привлекательности геологоразведки, СП предложила применить ряд мер: выработать меры господдержки, включая механизмы, обеспечивающие доступность финансовых ресурсов с целью внедрения в ГРР юниорного движения с учетом международного опыта; пересмотреть ограничения, сдерживающие распространение "заявительного принципа", при предоставлении участков недр; разработать целевой проект с учетом новых технологий в области изучения и рационального недропользования.

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Обращает на себя внимание вот этот фрагмент статьи: «В целях обеспечения воспроизводства МСБ и повышения инвестиционной привлекательности геологоразведки, СП предложила применить ряд мер: выработать меры господдержки, включая механизмы, обеспечивающие доступность финансовых ресурсов с целью внедрения в ГРР юниорного движения с учетом международного опыта; пересмотреть ограничения, сдерживающие распространение "заявительного принципа", при предоставлении участков недр; разработать целевой проект с учетом новых технологий в области изучения и рационального недропользования.». (см.: https://1prime.ru/state_regulation/20200528/831526612.html)

В самом же отчете Счётной палаты РФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2015–2019 годах» (см.: http://audit.gov.ru/upload/iblock/b99/b998773313b87e724ed09f287754d180.pdf), упоминаемом в этой заметке, о развитии юниорного движения в геологоразведке говорится буквально следующее:

·       «Привлечение внебюджетных источников для финансирования ГРР ранних стадий является одной из ключевых задач, обозначенных в Стратегии развития МСБ. Однако экономические механизмы, обеспечивающие доступность финансовых ресурсов на поисково-оценочном этапе с целью внедрения в геологоразведке юниорного движения, в анализируемом периоде развития не получили. На законодательном уровне данная категория хозяйствующих субъектов не определена. Концепция развития юниорных геологических компаний не утверждена. Меры поддержки юниорных компаний, функционирование которых относится к деятельности с высокой степенью рисков, не выработаны. Тогда как в Канаде в исследуемом периоде на такие геологоразведочные предприятия ежегодно приходилось от 31,3 до 44,5 % от общего объема инвестиций. Развитию МСБ также препятствует нормативно неурегулированный вопрос в отношении конечной продукции геологического изучения недр и невозможность ее реализации как товара на конкурентном рынке. Рынок рискового капитала, за счет которого в развитых странах финансируются ГРР ранних стадий, в Российской Федерации не развит. Это обусловлено отсутствием правовых механизмов передачи права пользования недрами открытого месторождения от пользователя недр, открывшего месторождение, третьему лицу. При этом в зарубежной практике продукцией, реализуемой геологами юридически оформленное право на дальнейшее пользование участком недр, открытое или изученное геологами за счет собственных (или привлеченных) средств».на свободном рынке, является

·       «Юниорные» компании преимущественно относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, которые осуществляют за счет собственных (привлеченных) средств геологоразведочные работы ранних стадий на условиях предпринимательского риска с целью получения права распоряжения и пользования участком недр в случае открытия месторождения полезных ископаемых».

·       «Правовые и экономические механизмы, обеспечивающие внедрение в геологоразведке юниорного движения, требуют совершенствования. Концепция развития таких компаний и меры их поддержки не выработаны».

Счётная палата порекомендовала:

·       «Выработать меры государственной поддержки, включая механизмы, обеспечивающие доступность финансовых ресурсов с целью внедрения в геологоразведке юниорного движения с учетом международного опыта».

·       «На законодательном уровне определить критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории юниорных геологических компаний, а также установить нормы, позволяющие данным компаниям передавать право пользования недрами открытого месторождения от пользователя недр, открывшего месторождение, третьему лицу».


Возврат к списку