тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

В России не нашли ни одного нового крупного месторождения нефти

07.08.2020

07.08.2020 13:21:39; Finanz.ru: https://www.finanz.ru/novosti/birzhevyye-tovary/v-rossii-ne-nashli-ni-odnogo-novogo-krupnogo-mestorozhdeniya-nefti-1029481603

Нефтяная «сказка», в которой более 50 лет живет Россия, обменивая «черное золото» на валюту, технологии и потребительский стиль жизни, с угрожающей скоростью приближается к финалу.

Усиленная добыча на старых, еще советских месторождениях приводит к их ускоренному истощению, а новых залежей с дешевой и легкой для извлечения нефтью обнаружить не удается.

За первую половину 2020 года в России удалось найти и поставить на государственный баланс 11 новых месторождений углеводородного сырья, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на материалы Минприрорды.

Впрочем, объем запасов этих месторождений составил всего 30 млн тонн. Это в 9 раз меньше, чем было добыто за тот же период (около 270 млн тонн).

Из всех залежей подавляющее большинство относятся к категории мелких и очень мелких. Лишь одно месторождение по категориям АВ1С1 является «средним». Это Новоогненное месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе, об открытии которого объявила «Роснефть».

Впрочем, и оно имеет запасы в размере всего 21 млн тонн (по категориям С1+С2). Это 4% от текущей годовой добычи в стране и примерно 4 недели российского нефтяного экспорта.

В прошлом году ситуация была не лучше: все 59 месторождений, поставленных на государственный баланс, относились категории «мелких», отмечает Счетная палата в докладе о состоянии минерально-сырьевой базы.

В среднем новыми открытиями компенсируется не более 25% выбывающих запасов нефти. При этом значительная часть открытий, о которых рапортуют сырьевые компании и которые регистрирует государство, оказываются «фейковыми» и не подтверждаются в результате переоценки, разведки и добычи.

В сумме с 2016 года были признаны не существующими в реальности запасы нефти и конденсата на 2,278 миллиарда тонн, что составляет почти пять годовых объемов добычи. За тот же период по причине неподтверждения пришлось списать 6,041 триллиона кубометров газа - более девяти годовых объемов добычи, подсчитали в СП.

Сырьевым госкомпаниям важно показать, что их ресурсная база остается стабильной: новые открытия покрывают объемы, которые извлекаются из недр и продаются за рубеж.

Но эффективность геологоразведочных работ, которые выполняются за счет бюджета, «необоснованно завышается», констатирует Счетная палата: в экономически доступные запасы переводятся прогнозные ресурсы с вероятностью подтверждения 25-35% и ниже.

По мере того, как истощаются месторождения-гиганты, качающие нефть со времен СССР, над российской экономикой нависает проблема потери ключевого источника твердой иностранной валюты, на которую импортируются технологии, оборудование и потребительские товары.

До критической точки, согласно «Стратегии развития минерально-сырьевой базы», остается около 7 лет.

Начиная с 2025 года фонд действующих месторождений перестанет справляться с нагрузкой. А к 2035-му, по оценке Минэнерго, объемы производства могут рухнуть практически вдвое - с нынешних 553 млн тонн в год (11,4 млн баррелей в день), до 310 млн тонн (6,3 млн баррелей в день).

Особенно остро проблема стоит в Западной Сибири, которая сейчас дает каждый второй баррель, извлекаемый из недр. Если ничего не предпринимать, в пессимистичном сценарии спад там будет более чем двукратным - с 330 до 146 млн тонн в год, бил тревогу в 2018 году глава Минэнерго Александр Новак.

Россия полностью исчезнет с мирового рынка нефти к середине 2030х, заявил два года назад в интервью Bloomberg наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Сальман. Он добавил, что Эр-Рияд готов заместить выбывающие российские поставки.

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

УСТОЙЧИВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ С МСБ ОТРАСЛИ: ОНА МЕЛЬЧАЕТ…

ГОСРЕГУЛЯТОРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ВЫВОДОВ УПОРНО НЕ ДЕЛАЮТ

==============================================

Цитируем фрагменты данной статьи:

«За первую половину 2020 года в России удалось найти и поставить на государственный баланс 11 новых месторождений углеводородного сырья, констатирует Минприрорды. Объем запасов этих месторождений составил всего 30 млн тонн. Это в 9 раз меньше, чем было добыто за тот же период (около 270 млн тонн). Из всех залежей подавляющее большинство относятся к категории МЕЛКИХ И ОЧЕНЬ МЕЛКИХ. Лишь одно месторождение по категориям АВ1С1 является «СРЕДНИМ». В прошлом году ситуация была не лучше: все 59 месторождений, поставленных на государственный баланс, относились категории «МЕЛКИХ». (см.: https://www.finanz.ru/novosti/birzhevyye-tovary/v-rossii-ne-nashli-ni-odnogo-novogo-krupnogo-mestorozhdeniya-nefti-1029481603 )

-----

Невольно возникает вопрос: КОГДА ЖЕ НАШИ ГОСРЕГУЛЯТОРЫ СПОДОБЯТСЯ НАКОНЕЦ ПРИСЛУШАТЬСЯ К МНЕНИЮ АКАДЕМИКА КОНТОРОВИЧА О НЕОБХОДИМОСТИ СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ ОТРАСЛИ – – перестать уже уповать лишь на месторождения-гиганты и вспомнить о плюсах разработки мелких месторождений, причём силами небольших и гибких независимых (т.е. не интегрированных в ВИНК, а также не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством и не работающих на условиях СРП) нефтегазодобывающих компаний (ННК) так называемого неполного цикла (только ГРР, добыча и продажа УВС)?!! США, вон, своей «сланцевой революцией» всему миру наглядно показали, что смысл в этом есть! Там потенциал мобильности ННК, их гибкости и оперативности по отношению к изменчивому рынку, особой нацеленности на инновационность и активнейшее ведение ГРР реализуется по максиму. У нас - нет. А все потому, что госрегулирование нефтегазовой отрасли в США учитывает специфику бизнеса, как крупных ВИНК, так и относительно некрупных ННК. У нас же в России законодательно-нормативная база госрегулирования российским НГК и смежными с ним сегментами экономики заточена исключительно под специфику бизнеса крупных ВИНК. И всё это на фоне устойчивой тенденции нарастания преобладания в нашей МСБ именно мелких месторождений, разработка которых, согласно продвинутой мировой практике, осуществляется именно небольшими ННК. Но, естественно, при соответствующих условиях. А если не созданы на уровне госрегулирования такие условия, то нет и эффективности. У нас в России такие компании выживают не благодаря, а вопреки действующим в отрасли «правилам игры». Сегодня они существуют здесь, можно сказать, в порядке исключения, как островки того, что образовалось в 90-ые и в начале 2000-ых. Новых компаний такого профиля в последние годы у нас появляются считанные единицы. В отличие от США, где на тамошнем конкурентном рынке, настроенном и под ВИНК, и под ННК, происходит постоянная «движуха»: слабые ННК банкротятся, но на их место приходят новые ННК. К тому же, многие ННК после банкротства также не исчезают с рынка, а просто меняют собственников. В итоге, США имеют, помимо транснациональных ВИНК, еще и солидный и многочисленный отряд из относительно некрупных и даже совсем мелких ННК, отличающийся особой склонностью к внедрению инноваций и гибкостью по отношению к изменению рыночной среды и являющийся подлинным драйверов развития конкуренции в ней – мощнейшей силой развития. Очень даже неплохая диверсификация добычного потенциала США в обостряющейся борьбе за рынки сбыта. Россия же, как нам представляется, увы и увы, придерживается реактивного поведения в этой ситуации - всего лишь запоздало реагирует, по мере сил, на то, что активно осуществляют её конкуренты.

В этой связи вызывает скептическое умиление вот этот фрагмент из наконец-то утвержденной 9 июня правительством России Энергостратегии-2035: «Как минимум до 2025 года в связи с необходимостью концентрации и повышения эффективности инвестиций вертикально-интегрированные компании будут доминировать в основных видах деятельности нефтяной отрасли. Тем не менее, вследствие ухудшения структуры запасов углеводородного сырья, необходимости повышения инновационной активности, гибкости и адаптивности к изменениям конъюнктуры рынков неуклонно ВОЗРАСТАЕТ РОЛЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ».

Так и хочется сказать разработчикам этого документа из Минэнерго: «Если не поддержать сейчас эти компании, особенно те, что имеют годовую добычу в диапазоне менее 500 тыс. тонн, то после благословенного 2025 года их просто не останется в России».

Таким образом, настроившись исключительно на ВИНК, Россия может элементарно загубить свой и без того немногочисленный сектор независимой, т.е. неинтегрированной добычи. А ведь именно это сектор, как показывает мировая практика, может становиться настоящим драйвером развития конкурентной среды в отрасли, что и обеспечивает в ней прорывные достижения.

----

Что могло бы ждать Россию на этом направлении? Вот, что совсем недавно писал академик Конторович:

«Выполненные в ИНГГ СО РАН оценки показали, что прогнозные ресурсы нефти и газа в традиционных типах ловушек и резервуарах в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Северо-Кавказской нефтегазоносных провинциях содержатся преимущественно в МЕЛКИХ И МЕЛЬЧАЙШИХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ с запасами от 0,3 млн т до 10,0 млн т. По оценкам ИНГГ СО РАН, прогнозные ресурсы МЕЛКИХ И МЕЛЬЧАЙШИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ в этих провинциях составляют около 22,5 млрд т. В настоящее время в России из МЕЛКИХ И МЕЛЬЧАЙШИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ добывают более 40 млн т. Добыча может быть доведена как минимум до 100 млн т. Важно, что эти ресурсы сосредоточены в районах с РАЗВИТОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ И ОПЫТНЫМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ДЛЯ РАБОТЫ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАДРАМИ СПЕЦИАЛИСТОВ И РАБОЧИХ.

Для решения данной задачи необходимо сформировать ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ МАЛОГО НЕФТЯНОГО БИЗНЕСА, изучить опыт его организации в таких регионах, как Татарстан, с учетом этого опыта усовершенствовать законодательство о малом нефтяном бизнесе, изменить порядок лицензирования недр для разработки мелких и мельчайших месторождений, уточнить применительно к таким месторождениям положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ, создать систему льготного налогообложения и организовать партнерство государства и малого нефтяного бизнеса в вопросах организации поисково-разведочного процесса, сбора и утилизации попутного нефтяного газа, подготовки к транспорту и транспорта нефти». (26.10.2018; Информационно-аналитическое издание «Дайджест НЕФТЕГАЗ»: https://www.neftegaz-expo.ru/common/img/uploaded/exhibitions/neftegaz/doc_2018/Neftegaz_Digest_2018.03(10).pdf )


Возврат к списку