Власти РФ готовы выделить нефтепереработчикам триллион рублей субсидии, но в доле будут не все
25.09.2020
25.09.2020 13:48; Журнал “Financial One”: https://fomag.ru/news-streem/vlasti_rf_gotovy_vydelit_neftepererabotchikam_trillion_rubley_subsidii_no_v_dole_budut_ne_vse/
(Рейтер) Государство готово выделить триллион рублей до 2026 года на поддержку отечественных производителей нефтепродуктов, реализующих новые проекты глубокой переработки, однако получить деньги удастся далеко не всем из-за ряда жестких условий, говорят источники в отрасли.
Власти РФ в рамках налогового маневра уже предоставили предприятиям отрасли поддержку в виде обратного акциза на нефтяное сырье. Однако действующий механизм лишь замещает тающую таможенную субсидию и его недостаточно для того, чтобы убедить нефтяников раскошелиться на строительство современных эффективных установок. Поэтому теперь переработчикам предложена новая дотация - надбавка к обратному акцизу.
Соответствующий проект поправок в Налоговый кодекс РФ был принят Госдумой в третьем чтении 23 сентября. https://sozd.duma.gov.ru/bill/984546-7
Согласно документу, для получения инвестиционной надбавки нефтекомпании (плательщики акциза на нефтяное сырье) должны до 1 июля 2021 года заключить инвестиционное соглашение с Минэнерго о строительстве на конкретном НПЗ по программе модернизации объекта стоимостью не менее 50 миллиардов рублей и ввести его в эксплуатацию в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года.
Объекты, являющиеся предметом инвестиционного соглашения, должны создаваться с целью осуществления хотя бы одного из следующих технологических процессов:
* каталитический крекинг;
* гидрокрекинг;
* гидроконверсия тяжелых остатков;
* замедленное коксование и (или) флексикокинг;
* каталитический риформинг бензина;
* изомеризация бензина.
При этом в период с 1 января 2019 года до 1 января 2024 года затраты налогоплательщика непосредственно на создание объекта должны составить не менее 30 миллиардов рублей.
Чтобы начать получать инвестиционную надбавку, налогоплательщик обязан затратить на объект инвестиционного соглашения не менее 3 миллиардов рублей, начиная с 1 января 2019 года.
Инвествычет также может быть получен при создании объектов нефтедобычи стоимостью не менее 30 миллиардов рублей, при условии, что добываемое сырье будет поставляться на принадлежащий налогоплательщику НПЗ с высокой глубиной переработки и обеспечивающий своевременную модернизацию производства.
Следует отметить, что в инвестиционное соглашение не может быть внесен объект, который уже учтен ранее в соглашении о модернизации, заключенном с целью получения обратного акциза на нефтяное сырье.
Субсидией не смогут воспользоваться предприятия, для которых уже действует повышающий региональный коэффициент к обратному акцизу на нефтяное сырье в размере 1,3 и более. Такие коэффициенты сегодня применяются в отношении перерабатывающих мощностей, расположенных в Республике Хакасия и Красноярском крае (1,5); в Республике Тыва и Иркутской области (1,4); в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Коми, Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия (1,3).
Предполагается, что инвестиционная надбавка будет действовать до конца 2030 года.
По оценке источников в отрасли, нефтяные компании смогут возместить в среднем 1/3 затрат на реализацию проектов в рамках инвестиционного соглашения.
НЕПЛОХАЯ ПРИБАВКА
Сумма дополнительной субсидии, которую будет получать нефтепереработчик по инвестиционному соглашению, составит до 30% от величины акциза на нефтяное сырье умноженной на условный объем переработки за месяц в размере 0,583 миллиона тонн (7 миллионов тонн в год).
Корректирующий коэффициент в формуле акциза на нефтяное сырье ежегодно возрастает и в 2024 году достигнет 1 против 1/3 в текущем году, соответственно увеличится размер субсидии.
Ориентировочная величина обратного акциза на нефтяное сырье сегодня (при текущей экспортной пошлине и курсе доллара США) для НПЗ со средней глубиной переработки может составлять примерно 500 рублей за тонну. В этом случае инвестиционная субсидия приблизительно будет равна 1 миллиарду рублей за текущий год и 3 миллиардам рублей - за 2024 год.
Если нефтепереработчик нарушит какое-либо из условий инвестиционного соглашения, ему придется вернуть государству все средства, которые уже были получены в рамках субсидирования.
КТО НЕ СТАРТОВАЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ
Выполнить все условия для получения субсидии получится далеко не у всех, с сожалением отмечают отраслевые специалисты.
"Если проект не стартовал, на субсидию не рассчитывай - почти нет шансов построить до 26 года", - уверяет инженер-технолог одной из нефтяных компаний.
По его словам, найти деньги, подготовить документы, согласовать, изготовить в железе, построить комплекс и провести пусконаладку за 5 лет даже крупным компаниям очень непросто, а для небольших НПЗ эта задача почти невыполнима, поэтому заявляемые в Минэнерго проекты уже находятся на стадии реализации.
Кроме того, условия субсидирования требуют израсходовать на объект уже к концу 2023 года не менее 30 миллиардов рублей, а в первые годы затраты относительно небольшие и существенно возрастают позднее на этапе строительно-монтажных работ.
СУБСИДИИ ДЛЯ БОГАТЫХ
Специалисты также обращают внимание на то, что не всякий проект модернизации обеспечит достижение требуемой минимальной планки в 50 миллиардов рублей. Для небольших компаний установленный инвестиционный порог и вовсе может оказаться непреодолимым.
"Сразу такую сумму обеспечит проект гидрокрекинга, а каким-нибудь одним бензиновым комплексом не обойдешься. Классический набор гидроочистки бензина, изомеризации и риформинга потянет только на 20 миллиардов. Надо еще что-то строить - установку коксования, например", - объясняет эксперт по нефтепереработке.
Специалисты также обращают внимание на некоторое неравенство условий.
Так, размер субсидии для высокотехнологичных безмазутных НПЗ может оказаться значительно больше, чем для заводов с простой схемой переработки пропорционально значениям обратного акциза.
"Безмазутные НПЗ могут сейчас по обратному акцизу 900 рублей (на тонну), а простые 450 рублей. Субсидия тоже будет вдвое выше у дорогого, сильного завода. Богатые станут богаче", - объясняет источник.
БЮДЖЕТНАЯ ЩЕДРОСТЬ
По информации Минэнерго, в рамках инвестиционного соглашения предполагается строительство около 30 установок глубокой переработки нефти в следующие 6‒10 лет.
Таким образом, с учетом требуемого минимума в 50 миллиардов рублей, стоимость заявленных проектов превышает 1,5 триллиона рублей.
Согласно расчетам Минфина, приведенным в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, при цене нефти $30 за баррель и курсе доллара 77,5 рублей выплаты из бюджета по инвестиционной надбавке в период с 2020 года по 2024 год составят 161 миллиард рублей.
Отраслевые специалисты отмечают, что траты государства в рамках субсидии стремительно вырастут в последующие годы за счет повышения акциза на нефтяное сырье и надбавки к нему по мере ввода процессов глубокой переработки по инвестсоглашению.
Ранее замминистра финансов Алексей Сазанов сказал в интервью Рейтер, что благодаря поддержке государства дополнительные инвестиции в нефтепереработку до 2026 года включительно могут составить 1 триллион рублей, что позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов за этот период на 10%. А дополнительный прирост ВВП в ценах 2019 года после завершения модернизации заводов составит порядка 270 миллиардов рублей ежегодно. (редактор Людмила Зараменских)
|
|