тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Профильный комитет Госдумы готовит рекомендации по поддержке нефтегазового сервиса

29.09.2020

29.09.2020 14:59; Агентство нефтегазовой информации:

Москва. Комитет Госдумы РФ по энергетике готовит рекомендации по поддержке нефтегазосервисных компаний в условиях вызовов 2020 года. Документ будет сформирован с учетом позиции профильных ведомств и представителей бизнеса.

«Для развития нефтегазового сервиса необходимы механизмы госрегулирования, которые включают в себя льготное кредитование, налоговое стимулирование, научно-техническую и антимонопольную политику, систему стандартизации и регламентов, создание системы взаимодействия научно-технических центров добывающих и сервисных предприятий», - отметил накануне депутат Государственной Думы Юшаа Газгиреев в ходе круглого стола «Состояние российского нефтегазосервиса, пути развития и вопросы его законодательной поддержки».

По его мнению, в связи со снижением качества месторождений, ростом добычи трудноизвлекаемых запасов, тенденция спроса на высокотехнологичный и качественный нефтегазовый сервис будет только увеличиваться. Однако производственная база российских компаний в нынешних условиях не готова обеспечить потребности добывающей отрасли.

«Низкая рентабельность работ не позволяет предприятиям инвестировать в собственное развитие. Наблюдается высокий процент изношенности основных средств производства: бурового, энергетического и скважинного оборудования», - отметил он.

К проблемам, требующих срочного решения Газгиреев также относит несовершенство конкурсных процедур, которое ограничивает доступ российских компаний к перспективным объемам работ, а также несвоевременность оплаты. Все это приводит к финансовым проблемам не только сервисных подрядчиков, но и представителей малого и среднего бизнеса, оказывающего услуги отрасли.

«Однако в 2020 году мы получили дополнительную проблему: крупные добывающие компании в одностороннем порядке начали менять условия договоров в сторону увеличения сроков оплаты до 180 и более дней. При этом у компаний низкая доступность кредитных возможностей», - добавил Газгиреев.

Бурение под ударом

В структуре российского нефтегазосервиса независимые отечественные компании составляют около 46% рынка, еще 36% - сервисные подразделения крупных предприятий (Сургутнефтегаз, Роснефть, Славнефть, Газпром, Иркутская нефтегазовая компания), доля зарубежных предприятий – 18%. При этом, согласно экспертной оценке Минэнерго РФ, общедолговая нагрузка нефтесервисных предприятий России на конец 2019 года составила порядка 350 млрд руб., лизинговые обязательства - 125 млрд руб. Уже сегодня Минэнерго прогнозирует возможное сокращение рабочих мест до 30% к уровню 2019 года.

Если проанализировать структуру сервисных услуг, то четверть всего рынка – 25% - эксплуатационное бурение, 10% - капитальный ремонт скважин, 9,5% - ГРП и сопровождение бурения, и т.д. Данная статистика говорит о том, что основные услуги по добыче углеводородов отечественного нефтегазосервиса находятся в глубоком кризисе и без помощи со стороны ситуация не поменяется.

На сегодняшний день Минэнерго РФ планирует меру поддержки в виде права предоставления  налогового вычета нефтяным компаниям для финансирования фонда строительства незаконченных скважин, который будет применяться в течение трех лет, начиная с 1 января 2022 года. Ранее министр энергетики Александр Новак описывал схему поддержки нефтесервиса следующим образом: ВИНК и банк формируют SPV c долями участия 2 и 98% соответственно. SPV финансирует работы по бурению и обслуживанию новых скважин; часть кредитных ресурсов будет предоставлена коммерческими банками при поручительстве ВЭБ.РФ. Но сами ВИНК будут выкупать эти скважины для ввода в эксплуатацию только тогда, когда это позволит конъюнктура рынка. Согласно оценке ведомства, реализация предложенного механизма позволит построить дополнительно 2700 скважин.

«Это обеспечит спрос на услуги бурильщиков с 2020 года по апрель 2022 года на уровне 80% от 2019 года. Инвестиции недропользователей в рамках программы запланированы в объеме 300-400 млрд руб. В связи с тем, что этот вариант не окончательный возможна переориентация этого механизма на уровень региональных властей», - пояснил заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России Денис Шведов.

Много потратим – больше получим

Сегодня компании в основном разрабатывают месторождения, открытые еще в прошлом веке. Тогда региональной геологоразведке удалось создать задел – потенциальную базу добычи на десятилетия вперед. Однако сегодня при сокращении ГРР его невозможно восполнить, соответственно через 10-15-20 лет уровень восполняемых запасов углеводородов начнет резко сокращаться. По словам генерального директора ФБУ ГКЗ Игоря Шпурова, стабилизация добычи до 2040 года возможна при внедрении инновационных экономически эффективных технологий. А поддержание стабильной добычи нефти после 2040 года, по его мнению, зависит от текущей активности в области геологоразведки и инноваций.

«Проектное управление льготами на добычу нефти и газа – наиболее эффективный путь к созданию новых методов извлечения ТрИЗов, - отметил глава ГКЗ. - Чтобы внедрить в промышленное производство новые технологии нужно минимум 20 лет. Так просто ввести в разработку бажен и палеозой за 5 лет не получится».

Одним из самых эффективным методов добычи трудноизвлекаемой нефти является технология гидравлического разрыва пласта (ГРП). Импортозамещение оборудования для ГРП – одна из стратегических задач отрасли. Созданием российского флота ГРП на данный момент занимается Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК) и АО "Корпорация "Московский институт теплотехники".

«Привлечены компетенции российских машиностроителей. Сейчас работают над проектной документацией», - отметил начальник отдела развития нефтегазового оборудования Минпромторга РФ Алексей Дубинин.

Также планируется активное обновление базы буровых установок, которые уже не соответствуют современным требованиям безопасности, на новые. Согласно новой мере поддержки Минпромторга компании смогут приобретать буровые установки с 20% дисконтом. В 2020 году на данную меру запланировано 600 млн руб. Отбор организаций по данной программе запланирован на конец октября.

Путь к 100% импортозамещению

Сам же бизнес ратует еще за одну меру поддержки – централизацию отечественного нефтегазосервиса на российских предприятиях с собственным производством.

Генеральный директор ООО «ГидробурСервис» Дмитрий Усольцев в качестве мер поддержки предложил увеличение ввозных пошлин на импортное оборудование, что простимулирует импортозамещение, локализацию и развитие производства в нефтегазовом машиностроении. Долгосрочное кредитование по льготным ставкам, по его мнению, привлечет больше инвестиций в реальную экономику, создаст высокопроизводительные рабочие места.

«Создать благоприятные условия для развития компаний с производственными мощностями в России за счет установки сроков оплаты 30 дней после поставки/выполнения работ, и обязать поставщиков госкомпаний платить вниз по цепочке в течение 15 дней после оплаты объемов госкомпаниями, налоговые льготы», - предложили в компании «ГидробурСервис».

Все эти меры, по мнению Дмитрия Усольцева, могу тпривести к росту процента импортозамещения в нефтегазовой отрасли. 

Мнения других участников круглого стола «Состояние российского нефтегазосервиса, пути развития и вопросы его законодательной поддержки», которые были озвучены в рамках дискуссии, также могут попасть в рекомендации комитета по экономике Госдумы РФ.

Анастасия Фишман


Возврат к списку