тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Защитник интересов независимых нефтегазодобывающих компаний держит марку в коммуникационной активности

18.01.2021

18.01.2021; Сайт «АссоНефти»: http://www.assoneft.ru/activities/press-centre/tek/6763/

***

Комитет Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) по Public Affairs и аналитический отдел коммуникационного агентства КРОС[1] опубликовали результаты впервые проведенного ими в России по итогам 2020 года исследования коммуникационной активности ассоциаций и деловых объединений России – «Ландшафт влияния».

Авторы исследования проанализировали не просто активную публичную риторику со стороны бизнес-ассоциаций, но использование ими инструментов нахождения баланса интересов государства, бизнеса и групп общества – инструментов Public Affairs, нацеленных на развитие влияния на общество, бизнес и властные структуры.

В исследовании «Ландшафт влияния» отрасль «ДОБЫЧА НЕФТИ И ГАЗА» заняла 7-ую позицию в рейтинге по коммуникационной активности ассоциаций и деловых объединений в зависимости от их представленности (количества упоминаний) в публичном информационном поле (см.: «РЕЙТИНГ АССОЦИАЦИЙ И БИЗНЕС ОБЪЕДИНЕНИЙ. ОТРАСЛИ»).

Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», уже более 26 лет отстаивающая в диалоге с федеральными и региональными властями интересы так называемого независимого[2] малого и среднего нефтегазодобывающего бизнеса, не интегрированного в ВИНК и не аффилированного ни с ВИНК, ни с государством, заняла 4-ую позицию среди бизнес-ассоциаций нефтегазового комплекса по представленности в деловых медиа в период с октября 2019 по октябрь 2020 года. А Елена Корзун, генеральный директор «АссоНефти», заняла 3-ью позицию в рейтинге первых лиц ассоциаций и бизнес-объединений отрасли добычи нефти и газа по представленности в деловых медиа.

Кроме того, в упомянутом исследовании «Ландшафт влияния» «АссоНефть» была включена в верифицированный реестр действующих отраслевых и деловых объединений России и вошла в ранжированный список ТОП 300 отраслевых объединений и деловых ассоциаций России, характеризующихся заметной коммуникационной активностью, направленной в публичное информационное поле. При этом надо иметь в виду, что по формальным признакам (название) в России, как установили авторы исследования, зарегистрировано около 17 000 деловых ассоциаций, союзов и объединений, из них около 4 000 зарегистрированы в Москве и содержат в названии обозначения общероссийской организации. Важно отметить, что до этого исследования публичных попыток упорядочить пространство по данной деятельности этих тысяч организаций просто не было.

По мнению экспертов РАСО и КРОС, создание ими верифицированного реестра действующих ассоциаций и деловых объединений позволит в перспективе привлечь внимание к их деятельности по общественно значимым направлениям с целью повышения качества диалога в треугольнике «власть-бизнес-общество».

Авторы исследования полагают, что отраслевые ассоциации и бизнес-объединения – это важнейшие участники сложного комплексного процесса по взаимодействию бизнеса с обществом и государством с целью поиска баланса интересов. Если они дезорганизованы, то с ними невозможно вести продуктивный диалог. А верифицированный реестр и понимание коммуникационной активности отраслевых ассоциаций и деловых объединений в публичном поле позволяют сформировать адекватных собеседников со стороны отрасли и государства и тем самым могут влиять на принятие важных решений. Роль ассоциаций и деловых объединений возрастает. Как носителей экспертизы их часто привлекают к разработке мер поддержки со стороны государства. Формирование отраслевых объединений – принципиально важный этап развития современного общества и экономики. Важно понимать, что до тех пор, пока бизнес воспринимает себя и воспринимается государством как несистемная группа с локальными интересами, он не может стать частью общественного диалога и быть локомотивом развития экономики. Современные коммуникации субъектны, и бизнес-объединения – это субъект общественной жизни, который говорит от имени отрасли. Существует много отдельных компаний, которые достаточно активны в коммуникационном поле, но они не выступают от имени отрасли. Чтобы тот или иной сегмент бизнеса, имеющий свою отличительную специфику «услышали», ему следует институализироваться. Бизнес-объединения позволяют открыто вести диалог со всеми действующими субъектами, влиять на их позицию и решения, важные для своей отрасли, и вносить вклад в стратегию экономики страны.

В контексте данных выводов исследования «Ландшафт влияния» на память приходят рекомендации, которые давала Елена Корзун на специализированном «круглом столе» для представителей независимых НПЗ «Перспективы модернизации независимой нефтепереработки», который «АссоНефть» провела 28 июня 2016 года совместно с консалтинговой компанией ИГ «Петромаркет».

Тогда гендиректор «АссоНефти», отстаивающей на уровне органов федеральных и региональных властей интересы независимых нефтегазодобытчиков, порекомендовала их смежникам – независимым НПЗ, не интегрированным в ВИНК, проводить лоббистскую работу с органами власти, скоординированную из единого центра в виде соответствующей специализированной бизнес-ассоциации. Причём, по мнению Елены Корзун, базироваться эта работа должна не на лозунговых призывах к абстрактным улучшениям и эмоциональных мольбах о помощи, а на четких аргументах выгодности предлагаемых мер для отрасли и страны в целом. А эти аргументы лучше всего черпать из основательно проведенных специализированных маркетинговых исследований, предоставляющих бизнесу возможность разговаривать с властью на языке конкретных цифр, а не эмоций.

К сожалению, как показала практика, тогда представители независимых НПЗ не в полной мере восприняли рекомендации Елены Корзун, как руководство к практическим действиям, что во многом крайне неблагоприятно сказалось в последствии на бизнесе независимых НПЗ во время проводимого в нефтегазовом комплексе России с 2015 года так называемого «большого налогового манёвра». Ведь они так и не смогли скоординировано донести до властей аргументированное обоснование полезности для страны независимого нефтеперерабатывающего бизнеса, законопослушно действующего в легальном поле.

***

18 января 2021 г.

========================

Сергей Ветчинин,

PR-советник, руководитель пресс-службы Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»



[1] Основано в 1995 году и входит, по версии ведущих отраслевых изданий PRWeek и The Holmes Report, в число крупнейших коммуникационных агентств мира.

[2] Согласно утвержденному заместителем министра энергетики РФ специальному межведомственному протоколу от 05.08.2015 г. серии совещаний представителей Минэнерго, ФАС, ЦДУ ТЭК и «АссоНефти» о классификационных критериях независимых нефтегазодобывающих компаний (сокращенно ННК), к ним относятся нефтегазодобывающие предприятия: 1) не аффилированные с ВИНК; 2) не имеющие в своем уставном капитале доли (вклада) Российской Федерации более 50%; 3) не имеющие собственных нефтеперерабатывающих заводов, входящих в реестр НПЗ Минэнерго России; 4) не принадлежащие к числу организаций, ведущих свою деятельность на условиях СРП.

В отличие от вертикально-интегрированных нефтегазодобывающих компаний (ВИНК) ННК являются предприятиями так называемого неполного цикла, т.е. обладают существенно меньшими по сравнению с ВИНК возможностями манёвра при изменении ситуации на рынке. Ведь они не имеют ни коммерческой нефтепереработки, ни розничных сетей АЗС, а занимаются исключительно разведкой, добычей и реализацией добытого сырья.

У независимых компаний в силу их особых черт своя, отличная от ВИНК, специфика бизнеса: например, их монотоварность (в качестве товара - только добытое углеводородное сырьё (УВС)) из-за отсутствия коммерческой нефтепереработки; преимущественная ориентация на внутренний рынок сбыта – более 65%-70%, в среднем по сектору; работа, зачастую, на небольших, маргинальных, малопривлекательных для ВИНК запасах; особая нацеленность на углубленную геологоразведку и наиболее активное внедрение относительно недорогостоящих инноваций; существенно большая по сравнению с ВИНК гибкость и скорость в реакциях на изменения на рынке в силу меньшей по сравнению с ВИНК забюрократизированности принятия решений. В просторечии такие компании в России называют зачастую «малыми и средними».

Как отмечено в наконец утверждённой в 2020 году «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года», «вследствие ухудшения структуры запасов углеводородного сырья, необходимости повышения инновационной активности, гибкости и адаптивности к изменениям конъюнктуры рынков неуклонно возрастает роль малых и средних нефтегазовых компаний».

Но ситуация для сектора ННК стратегически осложняется тем важнейшим обстоятельством, что до сих пор в нашей стране государственное регулирование работы нефтегазового комплекса и смежных с ним сегментов экономики настроено исключительно под специфику крупных ВИНК и, к огромному сожалению, фактически абсолютно не учитывает особенности работы ННК.

Именно поэтому «АссоНефть» считает своей самой главной задачей на ближайшую перспективу официальное узаконивание самого понятия «ННК» – т.е. придание компаниям сектора ННК четкого юридического статуса, который будет специально прописан в нормативно-правовой базе государственного регулирования недропользования в сфере разведки и добычи УВС. Данная мера позволит существенно повысить эффективность администрирования сектора ННК и оказания ему действенной адресной господдержки, например, в кризисные времена.

Решение вопроса о законодательном закреплении статуса ННК стало одной из ключевых рекомендаций из числа тех, которые «АссоНефть» вынесла на обсуждение «круглого стола» на тему «Вопросы законодательного обеспечения деятельности малых и средних нефтегазодобывающих предприятий», который в онлайн-режиме провёл комитет Совета Федерации по экономической политике 29 октября 2020 года.

Предложения «АссоНефти» были зафиксированы в утверждённых 17 ноября 2020 года на заседании комитета СФ по экономической политике «Рекомендациях «круглого стола» на тему «Вопросы законодательного обеспечения деятельности малых и средних нефтегазодобывающих предприятий». К сожалению, данный документ до сих пор не опубликован на сайте Совета Федерации. Поэтому рассчитываем на содействие СМИ в доведении этой информации до представителей властей, готовящих и принимающих решения по нефтегазовому комплексу России, отраслевой общественности, а также граждан, интересующихся делами в нашей отрасли. Правда, необходимо обратить внимание на то, что на 4-ой странице документа есть досадная опечатка - вместо «не аффинированы» должно быть «не аффилированы».



Возврат к списку