тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

«Сегодня выработка бензинов и дизеля для компаний убыточна»

25.02.2021

В России и в Татарстане вновь дорожает топливо, нефтяные компании жалуются на убыточность

25.02.2021; «Реальное время»: https://realnoevremya.ru/articles/203880-ceny-na-toplivo-prodolzhayut-rost

Тенденция к росту цен на топливо в России вслед за январским повышением продолжилась и в феврале, выяснила аналитическая служба «Реального времени». Причем в этот раз подорожал и газ — более чем на рубль. Производство бензинов стало убыточным, сообщают участники рынка, а налоговая нагрузка испытывает на прочность нефтегазовый комплекс. Подробности — в нашем материале.

Бензин и дизель дорожают

Розничные цены на топливо снова поднялись после январского роста. По данным исследования «Реального времени», средние цены бензинов АИ-92 и АИ-95 в городах Поволжья поднялись на 29 и 20 копеек соответственно.

Максимальные цены на 92-й наблюдаются в Чебоксарах (43,92 руб./л) и Уфе (43,60 руб./л). Дороже всего передвигаться на 95-м в Йошкар-Оле (47,03 руб./л) и в столице Чувашской Республики (47,01 руб./л).

Топливо в этом году дорожало уже несколько раз во всех субъектах Поволжья. К праздникам АЗС Республики Татарстан обновили исторические максимумы.

В Казани за литр 92-го теперь необходимо отдать в среднем 43,1 рубля, а за тот же объем 95-го — 46,52.

Динамика цен на топливо в Поволжье, февраль 2021 года

Автолюбители же, которые передвигаются на сжиженном углеродном газе, теперь «накинут» сверху к предыдущей цене 1,69 рубля в среднем (25,29 руб./л в Поволжье). В Казани газ подорожал в среднем на 1,25 рубля.

Так, в сравнении с концом февраля 2020 года газ показал максимальный рост среди всех видов топлива в Поволжье и вырос на 18% с 21,44 до 25,29 рубля за литр. АИ-92 за год подорожал на 3,3%, а 95-й на 4,3% — в принципе, в пределах инфляции. Литр зимнего дизеля подорожал меньше всего (+2,2%).

Средневзвешенные цены на нефтепродукты и СУГ на местах производства в целом по России

Топливо

24.12.2020

20.01.2021

28.01.2021

20.02.2021

Прирост за месяц

Бензин Регуляр-92

47 616

52 920

51 778

52 900

0,0%

Бензин Премиум-95

49 078

53 619

52 456

54 046

0,8%

ДТ зимнее

48 872

48 783

49 128

50 155

2,8%

СУГ

22 965

29 141

30 005

33 821

16,1%

«Нефть проще партнерам продавать за границу»

В России с начала 2019 года в сфере налогообложения нефтепереработки действует демпфирующий механизм, препятствующий скачкам цен на АЗС как вверх, так и вниз, и удерживающий их на стабильном уровне. Однако высокий уровень налоговой нагрузки, регуляторные механизмы экспорта вынуждают нефтяников бороться за свой бизнес.

Начальник управления по реализации нефти и нефтепродуктов ПАО «Татнефть» Владимир Карпов напомнил, что цены на нефтепродукты заморозили еще в 2018 году. Позднее цены на АЗС допустили к росту на величину, не превышающую инфляцию. В 2018—2019 годах рост топлива не превысил последнюю.

В прошлом году выработка 92-го бензина была также убыточна, и в некоторые месяцы убыток достигал минус 6—7 тысяч рублей с тонны. Переработка в апреле — мае и в сентябре — октябре приносила минус. Мы, нефтяники, платим налоги с нефти, далее за переработку. Маленькие заводы не выдерживают такие режимы. Да и большие заводы начали ограничивать выработку. Наша компания («Татнефть») перерабатывает тонну в тонну, несмотря ни на что, — отмечает Карпов.

По его словам, сегодня нефтяные компании России вступили в первую полосу ОПЕК+, остановили часть месторождений, которые называют нерентабельными. Рассматривается вопрос о том, чтобы убрать льготы на выработанных месторождениях, а также на трудноизвлекаемую и высоковязкую нефть.

Что значит остановить высоковязкое месторождение? Это значит заморозить несколько сотен миллиардов. Сама по себе технология добычи высоковязкой нефти очень сложная. Надо обратить внимание на то, что уже сделано. У нас компания сегодня располагает фондом скважин в несколько десятков тысяч. Каждая скважина стоит 70—100 млн рублей. Если мы остановили, нам нужно поднимать установку. Это огромные затраты, — добавил Карпов.

В данный момент на «ТАНЕКО» компания достигла высокой глубины нефтепереработки — мазутов уже нет. Компания не грузит нефтепродукты на экспорт, все усваивается на внутреннем рынке, заверил Карпов. При этом он считает, что дизельного топлива в России в избытке, поэтому половину страна могла бы экспортировать, «а бензинов у нас сегодня не хватает, компания за бензин сегодня получает минус 5 тыс. рублей (с тонны)».

Подпись к фото: Карпов считает, что дизельного топлива в России в избытке, поэтому половину страна могла бы экспортировать, «а бензинов у нас сегодня не хватает».

— Нужны взвешенные решения. Сегодня налоги есть, а прибыли у предприятий нет, — добавил собеседник издания.

Оптовые цены на бензин почти не росли

При этом, например, на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже последний месяц цены, за исключением зимнего дизеля и газа, практически не изменились.

Дизельное топливо поднялось на 2,8% с 48,7 тыс. рублей за тонну до 50 тыс. рублей за тонну. Газ же существенно (на 16%) подтянулся — с 29 тыс. до 33,8 тыс. рублей.

По оценкам некоторых экспертов, причина роста розничных цен на топливо зависит от ситуаций в регионах. Возможно, где-то есть проблемы с НПЗ, считают они.

Евгений Храмов


Возврат к списку