тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Большие цели для мини-НПЗ

08.04.2022

Понятной государственной политики в отношении развития независимой малой нефтепереработки так и не было сформулировано

08.04.2022 13:15;«Нефть и капитал» (OilCapital.ru): https://oilcapital.ru/comment/dmitriy-gusev/08-04-2022/bolshie-tseli-dlya-mini-npz

Резкое падение стоимости рубля по отношению к мировым валютам в конце февраля, а также практика использования экспортных альтернатив для определения стоимости нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке сыграли злую шутку с отраслью независимых нефтеперерабатывающих заводов, не входящих в структуры ВИНК. Одновременное падение котировок на СПбМТСБ на основные товары — бензин и дизельное топливо — создало беспрецедентную ситуацию. Если нефть на март продавалась в коридоре от 59 000 до 83 000 рублей за тонну, то стоимость продукции колебалась в районе 40 000 рублей. Вы должны купить сырье за 80 000, привезти, переработать — и продать по 40 000. Если математическая логика присутствует, то логики ведения предпринимательской деятельности нет. Ибо даже Гражданский кодекс РФ трактует предпринимательскую деятельность как деятельность по извлечению прибыли.

Независимые НПЗ в России всегда рассматривались как серый сегмент бизнеса.

Зачастую бизнес-модель завода строилась на приобретении нелегального сырья либо реализации подакцизных товаров без уплаты акциза. Последние годы небольшие НПЗ старались выйти на прозрачный рынок. Они обратили внимание на экспортные поставки, многие, находящиеся близ портов, получали предэкспортное финансирование от международных трейдеров. В целом бизнес становился прозрачнее.

Понятной государственной политики в отношении развития независимой малой нефтепереработки так и не было сформулировано. Налоговое законодательство менялось от стимулирования глубокой переработки до стимулирования экспорта нефти. Стратегии развития нет и не планируется. Почему отрасль осталась без внимания регуляторов, почему не стимулируется переработка в России — попробуем разобраться.

Нефтяная промышленность России — это удел больших игроков. Начиная с 1990-х годов, мы видим медленную консолидацию отрасли. Нефтяные компании покупают друг друга, независимые сети АЗС приобретаются ВИНКами, переработка на крупнейших НПЗ по договорам процессинга закончилась около 10 лет назад. Оставшаяся независимая добыча помимо экспорта также поставляет сырье на крупные НПЗ.

У малых и средних НПЗ нет четко установленной задачи. Они подпадают под общий план модернизации с производством продукции качества Евро-5 и нефтехимии. Сегмент не рассмотрен отдельно, нет задач иного уровня. Рассмотрение независимой переработки через призму крупных ВИНК только лишь создает дополнительные преимущества странам-потребителям российской нефти. А также напрямую уменьшает и объемы переработки сырья в нашей стране, и новые производства, и количество рабочих мест.

Как же необходимо поступить? Крупные НПЗ России закрывают полностью потребности внутреннего рынка в бензинах.

А вот в части обеспечения дизельным топливом, особенно зимним, существуют признаваемые регуляторами проблемы, которые до некоторой степени и решают независимые НПЗ.

Системный подход и четкое разграничение ролей в системе нефтепереработки, а также изменение парадигмы налогового стимулирования помогут увеличить поступления в бюджет от этой отрасли.

Независимые НПЗ производят три основных продукта: прямогонный бензин, дизельную фракцию и мазут.

Прямогонный бензин: для исключения попадания на внутренний рынок в качестве субститута или сырья для нелицензированного производства бензинов круг покупателей данного продукта должен быть ограничен. Для насыщения внутреннего рынка, увеличения объемов производства нефтехимии независимые НПЗ обязаны заключить договоры с нефтехимическими предприятиями России с обязательством последних приобретать на постоянной основе сырье для последующей переработки. В ином случае поставка прямогонного бензина возможна только на экспорт. Таким образом мы создаем рынок продукции, гарантированное производство и потребление, а также защитим внутренний рынок от появления заменителей бензина, произведенного на основе нафты.

Дизельная фракция: во-первых, для поставок на внутренний рынок необходимо обязать крупные нефтяные компании либо дорабатывать получаемый продукт до стандарта Евро-5, либо с помощью биржевых инструментов осуществлять обмен объемов дизельной фракции на моторное топливо. В ином случае — только экспорт продукции. Таким образом мы также формируем рынок.

Мазут: с учетом того, что часто качество мазута довольно высокое (это, как правило, прямогонный, а не крекинговый), то рынок этого продукта достаточно широк. Во-первых, бункеровка. Во-вторых, преимущество при поставке на отопление (как малый бизнес по 223 и 44-ФЗ). Можно подумать о такой же схеме переработки, как и дизельная фракция. И последнее — экспорт.

В целом же государство должно создать стратегию стимулирования нефтепереработки в России.

Меры должны включать облегчение доступа к трубопроводной системе для получения сырья, льготное предоставление участков для строительства НПЗ, государственные программы льготного финансирования для приобретения отечественного оборудования для нефтепереработки, стимулирование размещения нефтеперерабатывающих производств в портах России. Это и создание рабочих мест, и расширение реализации продукции вместо сырья, и дополнительные налоговые поступления.

Также стоит отметить, что реализация на экспорт продуктов нефтепереработки в отличие от нефти позволяет проявлять большую гибкость. Поставка нефтепродуктов может осуществляться различными видами транспорта, в разных направлениях, и она менее подвержена санкционному давлению.

Дмитрий Гусев

Заместитель председателя правления Ассоциации «Надежный партнер»


Возврат к списку