тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

О мерах государственной поддержки бизнеса сектора малых и средних независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК), продвигаемых Ассоциацией независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»

Если сказать кратко, то на государственном уровне необходимо заниматься давно назревшей корректировкой законодательного поля и административных правил, способной в итоге существенно простимулировать рациональное освоение малых недр России (между прочим, это 14-20%, по разным оценкам, всех российских запасов).

============

На фоне проявляемого в последнее время интереса (вероятно, из-за санкций, падения цены на нефти, тенденции на увеличение доли малых месторождений и ТРИЗ в общем объеме запасов страны) со стороны Минэнерго к малым и средним компаниям, как к потенциальным драйверам развития конкурентной среды в отрасли, рождаются такие вот соображения:

Наш нынешний кризис во многом обусловлен тем, что монополизм (точнее, олигополия) в отрасли подпитывает нефтяную зависимость страны. Нашей отрасли просто необходима конкуренция - потому, что небольшие компании работают более ответственно, чем крупные. Их сама жизнь заставляет тщательнее просчитывать свои ходы. Не зря на прошедшем Гайдаровском форуме было сказано, что "гиганты могут позволить себе не только тактические, но и стратегические ошибки". Эксперты все чаще приходят к выводу, что, если в России сохранится ставка только на двух гигантов - "Роснефть" и "Газпром" - в нефтегазовом секторе, то он продолжит оставаться исключительно донором экономики. При этом сценарии зависимость от мировых цен лишь усугубится.

Т.е., казалось бы, определились - жизнь в условиях дешевой нефти требует стимулирования конкуренции в отрасли. Тогда на повестке дня должен быть стратегический вопрос: «А как именно простимулировать конкуренцию в отрасли?» Мировая практика дает готовую подсказку – драйверами развития конкуренции являются малые компании, как наиболее гибкие и склонные к инновациям и оптимизации расходов на развитие. В то же время, у малых компаний есть одна очень ущербная особенность – их бизнес не диверсифицирован по видам деятельности (добыча, переработка, сбытовая розница). Отсюда и особое обострение проблем в кризисные периоды - нет никакой свободы для маневра. Вывод напрашивается сам собой. Если для малых компаний ввести такие правила игры (через корректировку соответствующих административных барьеров, налоговой и кредитно-финансовой политики), которые нейтрализуют их упомянутую ущербную особенность, то глядишь, они и станут реально двигать конкуренцию в отрасли.

С нашей точки зрения, сегодня для поддержки бизнеса малых и средних ННК наиболее актуальны следующие ПРАКТИЧЕСКИЕ меры:

1) Решение проблемы финансирования:

· Обеспечение госгарантий неповышения процентных ставок по кредитам, уже выданным малым и средним независимым нефтегазодобывающим компаниям (ННК) коммерческими банками с государственным участием, несмотря на увеличение ЦБ РФ ключевой ставки.

· Субсидирование государством процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Например, за счет средств ФНБ.

2) Стимулирование геологоразведки и рационального освоения месторождений:

· Введение в практику недропользования по углеводородному сырью (УВС) вычетов расходов на геологоразведку из налога на прибыль;

· Введение в практику недропользования по УВС рассрочки или даже отмены разового платежа по факту открытия месторождения.

· Реализация заявительного принципа на получение лицензий на поиск и оценку запасов УВС.

· Очень действенной мерой могла бы стать и апробация пилотного проекта по переходу от НДПИ к налогообложению финансового результата (НФР) именно на небольших нефтяных компаниях.

Пояснение: В отличие от НДПИ НФР берется не с выручки, а с финансового результата, что ослабляет зависимость деятельности компании от влияния факторов мирового нефтяного рынка. При таком механизме налоговые изъятия будут минимальны на первоначальном этапе и расти по мере снижения инвестиций. Внедрение НФР, по оценке очень многих известных специалистов нефтегазового ТЭКа, будет стимулировать инвестиции на внедрение эффективных технологий разведки и добычи и тем самым способствовать разработке трудных и сильно выработанных месторождений, а также открытию новых залежей.

Переход на НФР – это прогрессивный шаг, который позволит избавиться от «лоскутной» системы налогообложения, которая с каждым годом все больше усложняется за счет введения всё большего числа адресных, узко специфичных льгот. Но, чтобы новая система налогообложения заработала, ее нужно доработать и обкатать. И компании нашего сектора больше всего подходят для этого – мы работаем в разных регионах, на разных месторождениях, у нас нет сложной для налогового администрирования вертикально интегрированной структуры бизнеса, да и объемы добычи у нас небольшие в сравнении с коллегами-ВИНКам, что позволит существенно снизить риски больших потерь для бюджета во время эксперимента.

Согласно нашим расчетам, если компании, только приступившие к добыче, будут платить налоги по существующему законодательству, то они придут к точке рентабельности лет через 20. При переходе же на НФР для этого потребуется около 12 лет. Но эти расчеты велись при тех условиях, которые были до кризиса. С его учетом влияние НФР на сектор мы пока не рассчитывали, но, на наш экспертный взгляд, переход на НФР может значительно сократить налоговую нагрузку на компании и позволит им больше вкладывать в развитие.

С нашей точки зрения, все эти меры в комплексе могли бы реально существенно простимулировать увеличение объемов геологоразведочных работ и, как следствие, способствовать вовлечению в разработку всё большего числа малых месторождений, а также обеспечить рациональное их освоение.