тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
Контакты для СМИ
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

20% запасов не дороге не валяются

16.04.2019

Именно столько, по оценкам экспертов, приходится на мелкие месторождения, как горох, разбросанные по всей стране.

16.04.2019 16:30; Страница в Facebook отраслевой группы «Нефтегазовый Мир»: https://www.facebook.com/groups/733415503413075/permalink/2135999433154668/

16.04.2019 16:40; Сайт «АссоНефти»:

Только что на Национальном нефтегазовом форуме-2019 завершил свою работу "круглый стол" на тему: «Фискальная политика и экономические приоритеты: новые стимулы для перезагрузки».

На нём выступила и Елена Корзун (Elena Korzun), генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть».

Тема её выступления была такая: «Стимулирующие функции фискальной политики» (наверное, присутствовавшие на этом мероприятии минфиновцы сильно удивились такой постановке вопроса, так как недавно их министр – господин Силуанов – сделал заявление о своём удивительном экономическом «открытии» - о том, что, по его мнению, снижение налогов не стимулирует развитие бизнеса).

Были в этом выступлении и предложения «АссоНефти», касающиеся мер по стимулированию разработки мелких месторождений. Ведь это направление становится в последнее время всё более популярным, в связи с отмечаемой очень многими специалистами отрасли устойчивой тенденцией измельчания минерально-сырьевой базы нефтегазового комплекса.

Ещё в конце прошлого года «АссоНефть» разработала и направила в Минэнерго комплекс мер по стимулированию освоения малых и средних месторождений, которые в настоящее время крайне медленно вовлекаются в хозяйственный оборот, и поддержке деятельности независимых (т.е. не интегрированных) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК).

Эти меры предусматривают, в частности, формирование инвестиционно - привлекательных условий для освоения малых и средних месторождений и деятельности ННК в новых регионах добычи, в том числе через налоговые и правовые инструменты, которые могут быть уже использованы в настоящее время.

Предложения «АссоНефти» включают:

- Введение повышающего коэффициента к вычетам затрат на геологоразведку из НДПИ или базы по налогу на прибыль.

- Расширение оснований для предоставления рассрочки на уплату разового платежа при получении лицензий - для стимулирования приобретения лицензий малыми ННК.

- Расширение пороговых значений величины начальных извлекаемых запасов и степени выработанности для применения льготы по НДПИ на разработку мелких месторождений.

- Увеличение срока применения льгот по НДПИ для месторождений в новых регионах добычи.

- Распространение режима ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) для развития промышленности на территории Сибирского Федерального Округа.

- Создание правовых предпосылок для применения в отрасли Операторского договора с риском, облегчающего объединение ресурсов, технологических возможностей и опыта крупных и небольших нефтегазовых компаний для изучения и разработки участков недр.

Гендиректор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», отметила, что в ближайшее время Ассоциация планирует сосредоточиться на продвижении уже внесенных инициатив. Кстати, часть из них уже внесена в «дорожную карту», утвержденную Правительством РФ, по другим предложениям продолжается обсуждение.

Елена Корзун (Elena Korzun) упомянула также, что недавно была включена в состав Экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли при Минэнерго.

«В настоящее время завершается формирование структуры Экспертного совета, создаются его рабочие группы по отдельным вопросам. Ассоциация намерена сосредоточиться на выработке благоприятных условий для освоения малых месторождений и развития деятельности ННК. Мы будем последовательно отстаивать позицию о необходимости учета специфики независимых производителей углеводородного сырья при разработке любых мер стимулирования развития отрасли», - подчеркнула гендиректор «АссоНефти».

Елена Корзун (Elena Korzun) в своём выступлении, помимо рассказа о предложениях «АссоНефти», касающихся мер по стимулированию разработки мелких месторождений, говорила ещё и о необходимости провести на государственном уровне инвентаризацию не только запасов, но и операторов по добыче - для того, чтобы учесть специфику бизнеса монотоварных производителей.

Она особо отметила, что в правительственной «дорожной карте» по стимулированию добычи сектору независимых (т.е. неинтегрированных), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн), нефтегазодобывающих компаний особо интересны темы «мелких месторождений» и «новых регионов добычи».

В последние годы «АссоНефть» выступает прежде всего за то, чтобы в законодательно-нормативной базе госрегулирования отрасли и смежных с нею сегментов экономики наконец-то учли бы специфику бизнеса независимых добывающих компаний – в частности, их монотоварность, обусловленную отсутствием у них собственной коммерческой нефтепереработки. Эти компании, в отличие от ВИНК, занимаются лишь разведкой и добычей, и в силу этого имеют меньшую, чем ВИНК, свободу манёвра на рынке. Но зато в потенциале они обладают и рядом преимуществ: большей гибкостью по отношению к изменяющимся условиям на рынке, большей оперативностью в принятии стратегических и тактических решений в силу своей гораздо меньшей забюрократизированности, особой нацеленностью на проведение ГРР, а также склонностью к активному внедрению относительно недорогостоящих инноваций.

В США этот потенциал независимых (неинтегрированных) компаний успешно реализовался. Примером тому - так называемая «сланцевая революция», совершенная этими компаниями. У нас же с раскрытием этого потенциала независимых гораздо хуже, так как действующая сейчас в России законодательно-нормативная база госрегулирования отрасли и смежных с нею сегментов экономики настроена исключительно на специфику бизнеса крупных ВИНК. «АссоНефть» же борется за то, чтобы госрегулирование отраслью стало наконец-то учитывать специфику и независимого сектора.

Доля сектора ННК в общероссийской добыче не велика (всего 4%), главным образом, потому, что их специфика не учтена сегодня в госрегулировании. А вот в Татарстане даже ограниченный (в силу отмены в начале 2000-ых годов «правила 2-ух ключей» в российском недропользовании) учёт этой специфики позволил небольшим неинтегрированным компаниям этой республики обеспечивать аж 20% общереспубликанской добычи. А в уже упомянутых выше США доля добычи независимого (неинтегрироваанного) сектора в общенациональной добыче составляет более 40%!!! И главное здесь даже не в объёмах добычи независимых, а в том, что они являются в США реальными драйверами развития рыночной среды в отрасли (про «сланцевую революцию» все знают, кто её совершил), чего так сильно не хватает российскому НГК, где усиливается, к сожалению, олигополия отрасли.

Но если мы согласимся, во-первых, с утверждением таких людей, как Шмаль, Конторович, министр Новак, об усилении тенденции на измельчание российской МСБ (появление в ней всё большего числа мелких месторождений) и, во-вторых, с тем фактом продвинутой мировой практики, что с мелкими месторождениями при создании определенных условий лучше всего работают в большинстве случаев именно ННК, то рано или поздно мы придём к необходимости всё-таки учитывать их специфику в отраслевой законодательно-нормативной базе. Хотелось бы, чтобы это осознание на уровне принятия государственных решений пришло пораньше. Чтобы не было уже поздно.

16 апреля 2019 г.

-----------------------------------------

Сергей Ветчинин,

PR-советник, руководитель пресс-службы Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», администратор группы «Нефтегазовый Мир»

+7 (985) 776-03-78; servet@yandex.ru; Press@assoneft.ru


Возврат к списку

V Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas: Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии