тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Игорь Юшков: Налоговый маневр не приносит дополнительного дохода в бюджет, а лишь порождает конфликты

31.05.2019

31.05.2019 09:16; Агентство нефтегазовой информации:

Тюмень. Минфин и Минэнерго почти полностью согласовали остававшийся неурегулированным вопрос с размером компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Предполагается, что платежи увеличатся в 2020–2021 годах на 30% к уровню, заложенному в бюджете, но все-таки будут ниже, чем в 2019 году. Дополнительные расходы бюджета полностью покроют увеличением НДПИ, а это говорит о том, что нефтяникам придется самим субсидировать переработку за счет добычи.

Так Минэнерго предложило, чтобы коэффициент в формуле демпфера на ближайшие два года составил 0,65 для дизтоплива и 0,68 для бензина. На второе полугодие 2019 года уже достигнута договоренность о том, что коэффициент составит 0,7 и 0,75 соответственно. В действующем бюджете заложен коэффициент 0,6 на 2019 год и 0,5 на 2020–2021 годы.

Изменения размера компенсаций нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

- Ситуация на топливном рынке России обостряется. Вероятно, нефтяники намеренно актуализируют эту тему именно сейчас, так как вскоре состоится прямая линия президента и правительству не хотелось бы, чтобы разговор начался так же, как в 2018 году. А год назад первый же вопрос от людей касался причин существенного подорожания топлива. Тогда Путин по видеосвязи вызывал профильного вице-премьера Дмитрия Козака и министра энергетики Александра Новака, которым пришлось оправдываться.

Если в этом году ситуация повторится, то вице-премьер и министр могут публично свалить все на первого заместителя председателя правительства РФ Антона Силуанова. Ведь именно Минфин был главным лоббистом налогового маневра, из-за которого и происходят сегодняшние процессы на топливном рынке.

Таким образом, нефтяные компании, по сути, угрожают правительству. Если Кабмин не выполнит свои обязательства, данные в начале года, и не повысит компаниям выплаты в рамках "депфирующей надбавки", тогда нефтяники откажутся выполнять договор с правительством - повысят цены на оптовом рынке и увеличат экспорт нефтепродуктов. Собственно об урегулировании данного конфликта и идет речь. Однако те параметры, которые предлагает Минфин - рост демпфера за счет роста НДПИ выглядят абсурдно.

Налоговый маневр и есть процесс повышения НДПИ и понижения экспортной пошлины. В результате нефть для НПЗ становится дороже и уже на выходе с завода нефтепродукты соответственно становятся дороже. А демпфер это выплата государства нефтяникам, чтобы они эти более дорогие нефтепродукты делали дешевле для внутреннего рынка. Поэтому дальнейший рост НДПИ приведет к необходимости повышения либо демпфертных выплат из бюджета нефтяникам, либо повышения цен на топливо на внутреннем рынке.

В итоге, я считаю, что вопрос стоит ставить еще шире. Зачем мы начали налоговый маневр, если он не приносит дополнительного дохода в бюджет, а порождает, лишь множество конфликтов?!

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Процитируем вот этот фрагмент статьи: «… нефтяникам придется самим субсидировать переработку за счет добычи». Тут надо бы уточнить, что независимые (неинтегрированные) компании, которые естественно не имеют переработки, будут субсидировать за счёт повышения НДПИ нефтепереработку ВИНКов. А с какой такой стати?!!!

Вот, как раз, нагляднейший пример того, что нормативно-законодательная база госрегулирования российского НГК и смежных с ним сегментов экономики настроена исключительно на специфику крупных ВИНК. Можно сколько угодно говорить красивые слова о мерах стимулирования разработки мелких месторождений, о «дорожных картах», а потом принять вот такое странное решение, что за компенсацию поддержки нефтепереработки ВИНКов, через рост НДПИ, должны платить и независимые компании (ННК), у которых в принципе нет переработки. Они полезны в другом - в разведке и разработке тех активов, которые не интересны ВИНКам. И в передовой мировой практике именно ННК лучше других разрабатывают эти самые, упомянутые выше, мелкие месторождения. Так зачем же госрегуляторы так походя гробят ННК?


Возврат к списку