Александр Пасечник: В предложении ФАС скрыт банальный тезис о псевдобиржевой торговле нефтепродуктами
07.06.2019
07.06.2019 07:29; Агентство нефтегазовой информации:
Москва. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила новую меру по стабилизации рынка нефтепродуктов. Для независимых НПЗ предлагается ввести требование о равномерной и регулярной продаже нефтепродуктов на бирже. Их доля на рынке составляет от 10 до 15%, они имеют право на налоговый вычет при условии продаж на бирже не менее 10% произведенного продукта. О том, станет ли новая мера альтернативой инициативе об увеличении порога обязательных продаж моторного топлива на бирже Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. - В инициативе Федеральной антимонопольной службы нет никакой новации – сейчас топливо реализуется на бирже в объемах, выше рекомендационной планки. И удовлетворительные показатели реализации были отмечены и в 2018 году. А акцент на «обуздание» независимой переработки – странный. Ее мало в национальной структуре производства нефтепродуктов. Показателен и пример с Антипинским НПЗ – начата процедура банкротства актива. А новые регуляторные посылы привнесут только дополнительные сложности в операционную деятельность подобных предприятий (НПЗ, не входящих в периметры ВИНКов). На самом деле, больше внимания заслуживает сам механизм торгов. О чем, кстати, говорил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин: «Если поставщик весь предписанный ему объем реализует в ходе одной-двух сделок, причем, зачастую, в интересах конкретного покупателя, это приводит к отклонениям в ценообразовании. Такие сделки далеко не всегда можно считать конкурентными». В этом развернутом замечании Голомозлина – скрыт банальный тезис о псевдобиржевой торговле нефтепродуктами. Концептуально надо понимать, что нельзя скрестить биржу и ручное регулирование для баланса рынка. Надо выбирать путь: или все-таки ставить на развитие полноценной рыночной торговли нефтепродуктами, или приходить к уже бессрочному ручному регулированию внутреннего рынка горючего. Первая модель, как показал опыт последних нескольких лет, пока не позволяет рынку бензинов жить в норме годовой инфляции. Порой индексация цен на бензины кратно выше годовых показателей инфляции. Вторая – с госрегулированием и санкциями властей за нарушение выхода розничных цен «за флажки», к примеру, угроза введения заградительных пошлин, пока работает. По крайней мере, которую неделю Росстат фиксирует ценовой штиль в автозаправочной рознице страны. Здесь и личная заслуга вице-премьера Дмитрия Козака в том, что он от лица кабмина ведет разговор с нефтепереработчиками, и в воспитательном русле – речь здесь о приоритете социальной ответственности перед соблазнами экспортировать горючее. Эту ответственную миссию бизнес должен понимать и принимать. Причем бизнес-шаги навстречу есть и со стороны властей – это и проработка лицензирования экспорта, и принятая компромиссная демпферная формула, компенсирующая потери нефтепереработчиков от продажи дополнительных объемов моторного топлива в РФ.
!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти: Так и хочется прокричать чиновникам из ФАС: «Для каких-таких независимых НПЗ вы хотите ввести новые правила торговли нефтепродуктами на бирже? Очнитесь, господа-товарищи!!! Независимые НПЗ вовсю добиваются налоговым манёвром! Даже крупнейший из них – Антипинский НПЗ – подведен к банкротству. Выжившие же, скорее, уйдут в «тень» и будут поставлять нефтепродукты не на биржу, а на «чёрный рынок».
И ещё на одном моменте этой статьи хотелось сконцентрировать внимание – процитируем, выделяя капслоком: «... принятая КОМПРОМИССНАЯ демпферная формула, компенсирующая потери нефтепереработчиков от продажи дополнительных объемов моторного топлива в РФ». ---- Какая такая компромиссная?!! Компромиссная с ВИНКами? Возможно. Это у них самих надо уточнить. А вот для независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК), относящихся, в основном, к так называемому малому и среднему нефтегазовому бизнесу, никаким компромиссом в решении по демпферу и не пахнет. Это ведь полный АБСУРД, что ННК, в принципе, не имеющие нефтепереработки, будут субсидировать (через общеотраслевое повышение НДПИ) компенсацию поддержки нефтепереработки на НПЗ ВИНК. Т.е. чтобы компенсировать расходы на демпфер, произойдёт повышение НДПИ и для ВИНК, и для ННК, а демпфером воспользуются лишь ВИНК. Это, как раз, отличный пример для иллюстрации того, что законодательно-нормативная база госрегулирования российского НГК и смежных с ним сегментов экономики настроена исключительно на специфику бизнеса крупных ВИНК, и практически никак не учитывает особенности бизнеса ННК (только ГРР и добыча; монотоварность; особая нацеленность на ГРР и внедрение недорогих инноваций). В такой ситуации ННК вряд ли смогут стать эффективным инструментом для разработки мелких месторождений, которые начинают преобладать в нашей МСБ. А ведь именно ННК, согласно передовой мировой практике, лучше других разрабатывают мелкие месторождения, не интересные крупным ВИНК. Можно сколь-угодно писать солидные и красивые «дорожные карты» по стимулированию добычи на мелких месторождениях, а потом просто угробить их решением, подобным принятому по компенсации демпфера. |
|