тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Роман Самсонов: Анализ форм контрактов и концессионных соглашений для работы в Арктике требуют доработки и переосмысления

09.10.2019

09.10.2019 10:32; Агентство нефтегазовой информации:

Москва. Глава Минэнерго РФ Александр Новак накануне заявил, что развитие нефтегазовых проектов в Арктике в действующем налоговом режиме и при текущих ценах на нефть пока остается нерентабельным и требует льгот и дополнительных мер стимулирования.

По словам министра, для более интенсивного развития региона необходимо стимулировать условия: создать такую систему налогообложения, которая бы выровняла доходность реализации проектов в Арктике по сравнению с проектами в Западной Сибири либо в других регионах.

Почему маржинальность арктических проектов недостаточна Агентству нефтегазовой информации рассказал первый проректор Самарского университета имени С.П. Королева, руководитель рабочей группы «Разведка, добыча, сервис» при Минэнерго РФ Роман Самсонов.

- Не случайно министр энергетики РФ Александр Новак приводит в качестве аргументов два существенных фактора - наша внутренняя налоговая политика и цена на нефть на мировом рынке. С одной стороны, налоговая политика принималась Минфином РФ как раз для учета и защиты внутреннего рынка от влияния изменений цены на нефть. В частности, таким образом Минфин создавал условия для нефтяных компаний, которые позволяют им с учетом особенностей территорий освоения месторождений УВС, компенсировать убытки и продолжить плановую разведку и добычу в соответствии с лицензионными соглашениями, которые далеко не всегда соответствуют реалиям текущего периода.

При этом специфика нашего нефтегазового сектора связана с тем, что основные владельцы лицензий и разработчики — это большие ВИНКи, как правило, государственные компании. Многие из них занимаются освоением новых территорий и месторождений, по сути, как компании специального назначения, выполняя задачи первопроходцев с вытекающими из этого рисками и непредвиденными расходами. Частично налоговый маневр помог им, но явно недостаточно, в связи с расширением давления внешних рыночных условий, а именно снижения цен и потенциального потребления.

Но, налоговый маневр не позволил учесть все особенности финансовых убытков разработки месторождений ТРИЗов.

Довольно большим давлением стали и экологические требования международной общественности, в частности для арктических проектов. Независимые и малые российские нефтяные компании при явном их потенциале скорее проиграли при налоговом маневре и терпят убытки. При этом, совершенно не учитываются геологические и добычные особенности месторождений и, казалось бы, очевидный фактор необходимости развития инфраструктуры для освоения большинства из них. Ведь реально только Сахалин и Балтика имеют преимущества для шельфовых проектов из-за доступности к рынкам сбыта и возможности организации транспортировки продукции.

Большинство месторождений, несмотря на довольно высокие характеристики качества нефти, расположены довольно далеко от транспортных маршрутов, которые также находятся только в самом начале пути развития.

Надо также отметить, что зачастую проблема государственной поддержки проектов на шельфе или в Арктике состоит не просто в финансовой поддержке или дотации. Хотя даже в этой области есть существенные проблемы. Проводимый нами ранее анализ существующих форм контрактов и концессионных соглашений требуют существенной доработки и переосмысления. Часто не хватает законодательной базы для работы в море. Хотя бы в части регулирования вопросов создания искусственных островов и другого. Все эти факторы и заставляют Минэнерго поднимать эти вопросы и прорабатывать их не только на экспертном уровне, но и выносить на обсуждение с уполномоченными органами власти и ведомствами.

На ближайшем заседании нашей рабочей группы "Разведка, добыча и сервис" экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли Минэнерго РФ, которую я возглавляю, кроме конкретных технологических предложений, поступивших на экспертизу, будем рассматривать и эти вопросы, поднятые Александром Новаком. Это будет первое официальное заседание нашей группы.

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Безусловно, согласившись с уважаемым Романом Олеговичем Самсоновым в том, что осуществляемый сейчас в отрасли налоговый манёвр отрицательно сказался, прежде всего, на бизнесе независимых нефтегазодобывающие компаний (цитата из статьи: «Независимые и малые российские нефтяные компании при явном их потенциале скорее проиграли при налоговом маневре и терпят убытки»), всё же вынуждены особо заметить, что противопоставлять малые и независимые нефтяные компании, как это сделал Роман Олегович в своем комментарии в этой статье, системно и методологически не верно.

Поясним. Дело в том, что так называемые малые нефтегазодобывающие компании в системе координат, утвержденных специальным межведомственным протоколом Минэнерго, ФАС, ЦДУ ТЭК и «АссоНефти», это лишь часть независимых нефтегазодобывающих компаний (ННК). Вот ссылка на этот протокол: https://startng.ru/wp-content/uploads/2018/03/protokol-minenergo-nnk-2015-podpisannyj-dokument.pdf

Малые ННК (с годовой добычей менее 50 тыс. т.) были выделены в секторе ННК особо потому, что в условиях, когда законодательно-нормативная база госрегулирования российского НГК и смежных с ним сегментов экономики настроена исключительно на специфику бизнеса крупных ВИНК, самым маленьким среди ННК компаниям приходится труднее всех.

Также поясним, что условный термин «независимые» расшифровывается, как неинтегрированные компании, т.е. не являющиеся ВИНК, не аффилированные ни с ВИНК, ни с государством и не работающие на условиях СРП. Эти компании, в отличие от ВИНК, не имеют коммерческой нефтепереработки и строят свой бизнес исключительно на геологоразведке и добыче.

Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», 25 лет защищающая интересы сектора ННК, никогда не заявляла о том, что развитие сектора ННК является каким-то единственно возможным путем развития российского НГК. «АссоНефть» лишь за то, как говорится, чтобы «цвели 100 цветов» - пусть будут и крупные, успешные ВИНК, и в большем количестве, но пусть развиваются и небольшие ННК. Каждому виду компаний найдется работа. Но беда то, как раз, в том, что у нас в России сейчас не создано никаких условий для развития сектора ННК. Повторимся, сегодня законодательно-нормативная база госрегулирования российского НГК и смежных с ним сегментов экономики настроена исключительно на специфику бизнеса крупных ВИНК. При этом многие уважаемые специалисты отрасли (Конторович, Шмаль, Шафраник) регулярно обращают внимание на то, что идёт измельчание минерально-сырьевой базы (МСБ) - мелких и мельчайших месторождений в ней становится всё больше и больше. В то же время, небольших ННК, лучше других, согласно передовой мировой практике, приспособленных для освоения таких месторождений всё меньше и меньше. Вот такой парадокс…

В этой связи приведем здесь краткий пересказ отрывка выступления несколько лет назад на 2-ом Национальном нефтегазовом форуме Андрея Гайдамаки (тогда он был ещё вице-президентом Лукойла по связям с инвесторами). Было это на сессии Форума, посвященной развитию конкурентной среды в отрасли. Кстати, наша Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» была одним из организаторов той площадки, так как в общемировой практике именно многочисленные небольшие компании являются драйверами развития конкурентной среды.

Так вот, на том мероприятии Андрей Гайдамака пожаловался на то, что перестала работать система воспроизводства малых компаний, занимающихся разведкой небольших месторождений и доведением их «до ума» с целью перепродажи крупным ВИНК. Мол, раньше они за «крупняк» делали всю черновую работу, доводили актив до товарного вида, продавали, а потом вырученный капитал вкладывали в новый проект. Сейчас, констатировал Гайдамака, такого продолжения часто просто не бывает. Увы, не создано в стране стимулов для подобного круговорота капитала, для появления новых таких компаний и развития уже имеющихся.

И, повторимся, получается весьма парадоксальная ситуация. С одной стороны, МСБ отрасли мельчает – в ней всё больше преобладают мелкие месторождения. А с другой стороны, отсутствие учёта в законодательно-нормативной базе отрасли специфики бизнеса ННК приводит к тому, что этот сектор не развивается. А ведь именно такие небольшие компании лучше всего подходят для освоения именно мелких месторождений.


Возврат к списку