тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Налоговый маневр не смог удавить мини-заводы, выпускающие некачественную продукцию

12.05.2020

В модернизации НПЗ нефтяники пошли по легкому пути, считает Владимир Капустин.

12.05.2020; ИА «Девон»: http://iadevon.ru/news/petroleum/nalogoviy_manevr_ne_smog_udavit_mini-zavodi,_vipuskayushchie_nekachestvennuyu_produktsiyu-10150/

(12 мая 2020 15:10 , ИА "Девон" ) В следующем году исполнится десять лет со дня подписания четырехстороннего соглашения между органами государственной власти и нефтяными компаниями. Согласно нему, нефтяники модернизируют российские НПЗ. ИА Девон приводит мнение об этом эксперименте завкафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа Владимира КАПУСТИНА из интервью журналу «Трубопроводный транспорт нефти».

По сравнению с поставками нефти, которые дают быструю финансовую отдачу, возврат инвестиций от нефтепереработки происходит долго. Компаниям было выгодно гнать сырье на экспорт и не вкладываться в производство нефтепродуктов, что не устраивало государство. Чтобы подтолкнуть нефтяников к переменам, понадобились административные меры.

Была удачно выбрана форма соглашения, в котором участвовали Ростехнадзор, ФАС, Росстандарт и компании. В этом документе было оговорено, сколько инвестиций пойдет на модернизацию, и какие установки по переработке будут вводиться. Перед компаниями ставились две главные задачи – получить качественное топливо и решить вопрос с комплексной переработкой нефти. К ней относятся процессы каталитического и гидрокрекинга вакуумного газойля, замедленного коксования и висбрекинга гудрона.

Первоначально соглашение дало хороший эффект, хотя компании и пошли по наименее затратному пути. В первую очередь они начали поставлять на НПЗ установки по улучшению качества нефтепродуктов. Это позволило в 2016 году получать топливо класса Евро-5, которое соответствует экологическим характеристикам. Это не более 10 ррм серы, 14–18% олефинов и 45% полициклической ароматики.

При этом для наших нефтепереработчиков оказалось трудной задачей достичь показателя Евро-5 по октановому числу 95 для автомобильного бензина. Поэтому российские заводы продолжают выпускать марки АИ-92 и AИ-76. Для дизельного топлива такой проблемы нет, говорит Капустин.

Но проблемы с повышением глубины переработки остались нерешенными, считает эксперт. Комплексы по углублению процессов стоят намного дороже оборудования, которое улучшает качество светлых нефтепродуктов. Например, установка гидроочистки бензина производительностью 2 млн т в год обходится в $300–400 млн, а комплексы глубокой переработки нефти – $2 млрд.

Глубина переработки вычисляется по формуле, в соответствии с которой объем нефти делится на получаемые из нее нефтепродукты. При этом мазут к ним не относится. Чтобы показать увеличение выхода продукции, компании стали лукавить. Например, они относят к нефтепродуктам судовое топливо, которое, по сути, является тем же мазутом.

Сейчас считается, что в среднем по стране глубина достигла 83%. На самом деле этот показатель намного ниже, заявляет он.

Российским производителям удалось за пять лет снизить выработку мазута почти вдвое. Много построено комплексов, которые дают качественный нефтепродукт. Комплексы глубокой переработки нефти появились на ТАНЕКО (Нижнекамск), «Киришнефтеоргсинтезе», на заводах в Нижнем Новгороде, Волгограде и Уфе. Активно занимаются обновлением ЛУКОЙЛ, «Татнефть», «Газпром нефть».

Модернизация идет, но не такими высокими темпами, как замышлялась, констатирует Капустин. Многие установки глубокой переработки нефти построены на 85–90%, но в последние три года движение по вводу их в эксплуатацию замедлилось.

Задача налогового маневра – удавить мини-заводы, потому что они не выпускают качественную товарную продукцию, отмечает Капустин. Но все выжили, и некоторые даже наращивают мощности, хотя для экономики это плохо. Выпускается некачественное топливо, и при этом такие предприятия оттягивают на себя ежегодно до 12 млн т нефти.

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

ВОТ, ТАКИЕ ОТКРОВЕНИЯ ЭКСПЕРТА, ПОНИМАЕШЬ…

===========================

Итак, процитируем заведующего кафедрой технологии переработки нефти РГУ нефти и газа Владимира КАПУСТИНА, вернее, вот эту его фразу:

«Задача налогового маневра – УДАВИТЬ МИНИ-ЗАВОДЫ, потому что они не выпускают качественную товарную продукцию. Но все выжили, и некоторые даже наращивают мощности, хотя для экономики это плохо. Выпускается некачественное топливо, и при этом такие предприятия оттягивают на себя ежегодно до 12 млн т нефти».

----

Ну, как это можно прокомментировать, если невозможно на уровне здравого смысла понять, чем же плохо для экономики производство, если оно работает в ЛЕГАЛЬНОМ поле и выпускает ВОСТРЕБОВАННУЮ на ЛЕГАЛЬНОМ рынке продукцию?!!

Неужели этот маститый эксперт не в курсе того, что в России помимо топлива класса Евро-5, реализуемого через сети АЗС, требуется ещё и огромное количество топлива более низкого класса - для технологического использования в ЖКХ, горнодобывающей и горно-обогатительной промышленности, в сельском и лесном хозяйстве, на асфальтобетонных заводах и т.д. и т.п.?

Или ли этот эксперт не знает, что на бескрайних российских просторах до сих пор задействовано огромное количество устаревшего технопарка, для которого топливо класса Евро-5, как собаке пятая нога?!!

Бороться с «разбодяженными» суррогатами на АЗС – это ведь вовсе не означает необходимость убийства тех НПЗ, которые ЛЕГАЛЬНО производят и реализуют эти так называемые суррогаты, но вовсе не для использования их автомобилистами, заправляющимися на АЗС. Это всё равно, что бороться с производителями молотков на том лишь основании, что молотками иногда убивают людей.

----------------

И в заключение напомним, что именно с «легкой руки» господина Капустина год назад в СМИ стала раскручиваться версия о том, что якобы именно по вине малых нефтяных компаний в СЧИТАННЫЕ ДНИ были загрязнены МИЛЛИОНЫ ТОНН нефти в «Дружбе». При этом, так называемого «эксперта» абсолютно не смутил тот факт, что эти самые малые компании добывают и отгружают всего лишь ТЫСЯЧИ тонн, причем не в СЧИТАННЫЕ дни, а за ГОД.

И судя по тому, что малые компании в публичных материалах по делу «Дружбы» не засветились даже в роли «стрелочников», версия Капустина позорно провалилась.

Выходит, и к его оценке роли небольших ЛЕГАЛЬНЫХ НПЗ относиться всерьёз вряд ли стоит.



Возврат к списку

Национальный нефтегазовый форум и выставка «Нефтегаз» в 2020 году