тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Минэнерго уточнило объем добычи нефти в России за 2019 год, повысив рост до 0,9%

21.05.2020

21.05.2020 16:49; ПРАЙМ: https://1prime.ru/energy/20200521/831490085.html

МОСКВА, 21 мая — ПРАЙМ. Министерство энергетики РФ уточнило данные по объему добычи нефти в стране по итогам 2019 года: показатель составил 561,2 миллиона тонн, показав рост на 0,9% относительно 2018 года, сообщает ведомство.

"По итогам 2019 г., объем национальной добычи нефтяного сырья вырос относительно 2018 г. на 5,2 млн т (+0,9%) и составил в абсолютном выраже­нии 561,2 млн т", — говорится в сообщении.

Ранее Минэнерго сообщало, что добыча нефти по итогам 2019 года в России выросла по сравнению с 2018 годом на 0,8% — до 560,2 миллиона тонн.

Также ведомство уточняет, что на начало года добычу нефти и газового конденсата (нефтяного сырья) на территории России осуществляли 292 организации, имеющие лицензии на право пользования недрами. "В том числе: 105 организаций, входящие в структуру 11 вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), на долю которых, по итогам года, суммарно пришлось 84,7% всей национальной нефтедобычи; 184 независимые добывающие компании, не входящие в структуру ВИНК; 3 компании, работающие на условиях соглашений о разделе продукции (операторы СРП)", — отмечает Минэнерго.

В конце апреля министр энергетики РФ Александр Новак на совещании с президентом Владимиром Путиным говорил, что Минэнерго прогнозирует снижение добычи нефти в России по итогам 2020 года на 10% по сравнению с показателем прошлого года из-за сделки ОПЕК+.

Ранее Новак говорил, что все российские нефтяные компании подтвердили механизм распределения квоты страны на сокращение добычи в рамках сделки ОПЕК+, снижение будет пропорциональным с уровня февраля 2020 года в 10,5 миллиона баррелей в сутки и составит 19%.

ОПЕК+ договорилась 12 апреля о сокращении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки в мае-июне, 7,7 миллиона во втором полугодии и 5,8 миллиона далее до конца апреля 2022 года. Базой отсчета взят октябрь 2018 года, но для РФ и Саудовской Аравии взяты 11 миллионов баррелей в сутки, от которых по аналогии со всеми идет снижение на 23%, 18% и 14% соответственно. На отдельных условиях настояла и Мексика: она снижает добычу только на 100 тысяч баррелей в сутки в мае-июне, остальные 300 тысяч за нее сокращают США.

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Ниже приводится пост («ДАЖЕ МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ РОЖДАЕТ БОЛЬШИЕ ПОДОЗРЕНИЯ» (с)») по данной статье в «ПРАЙМ», размещённый в самой многочисленной на сегодня русскоязычной нефтегазовой группе в Фейсбуке - «Нефтегазовый Мир»:

***

«ДАЖЕ МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ РОЖДАЕТ БОЛЬШИЕ ПОДОЗРЕНИЯ» (с)

25.05.2020; Группа «Нефтегазовый Мир» в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/733415503413075/permalink/2939401302814473/

==============================

Минэнерго упорно продолжает давать неверную статистику. А всё из-за того, что явно ошибочно причисляет нефтедобывающие компании из группы «ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ» (те, которые не являются ВИНК) в стат.отчётности ЦДУ ТЭК к НЕЗАВИСИМЫМ КОМПАНИЯМ (на самом деле, НЕЗАВИСИМЫЕ – сегодня это лишь часть ПРОЧИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ).

Цитирую:

«… ведомство [Минэнерго] уточняет, что на начало года добычу нефти и газо­вого конденсата (нефтяного сырья) на территории России осуществляли 292 организации, имеющие лицензии на право пользования недрами. "В том числе: 105 организаций, входящие в структуру 11 вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), на долю которых, по итогам года, суммарно пришлось 84,7% всей национальной нефтедобычи; 184 независимые добывающие компании, не входящие в структуру ВИНК; 3 компании, работающие на условиях соглашений о разделе продукции (операторы СРП)", — отмечает Минэнерго». (https://1prime.ru/energy/20200521/831490085.html )

-----

А на самом деле, в 2019 г., по данным Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» на основании обработки статистики ФГУП ЦДУ ТЭК, в России действовало всего 132 независимых нефтегазодобывающих компании (сокращённо – ННК).

Причём, к независимым относятся компании, не просто не входящие в состав ВИНК, а отвечающие конкретным критериям, которые были зафиксированы в специальном межведомственном протоколом МЭ №05-105пр от 05.08.2015 г. (см.: https://startng.ru/wp-content/uploads/2018/03/protokol-minenergo-nnk-2015-podpisannyj-dokument.pdf), утвержденном заместителем министра энергетики РФ, курировавшем тогда российский НГК.

Так вот, согласно упомянутому межведомственному протоколу Минэнерго, ФАС, ЦДУ ТЭК и «АссоНефти», к независимым относятся компании, 1) не являющиеся дочерними и зависимыми предприятиями ВИНК, 2) не аффилированные с ВИНК и не входящие в состав одной группы лиц с ВИНК, 3) не имеющие государственного пакета в уставном капитале, 4) не имеющие собственных НПЗ для коммерческой переработки нефти, 5) не ведущие свою деятельность на условиях СРП.

Именно эти критерии определяют специфику бизнеса независимых компаний, существенно отличающуюся от специфики бизнеса, в первую очередь, ВИНК.

Критерии независимых компаний, как раз, и были установлены специально для того, чтобы было можно на их основании выделить из общей статистики отрасли показатели именно этих компаний, т.е. отвести для них свою обособленную статистическую нишу, не искаженную показателями тех компаний, особенности бизнеса которых не свойственны ННК, поясняла в своё время Елена Корзун, гендиректор «АссоНефти».

Выделение обособленной ниши для ННК в стат.отчётности ЦДУ по замыслу участников консультаций по критериям ННК – специалистов из Минэнерго, ФАС и ФГУП ЦДУ ТЭК, позволило бы более качественно и оперативно анализировать ситуацию в секторе ННК - например, как те или иные решения госрегуляторов или изменения ситуации на рынке влияют именно на этот сектор компаний, имеющих существенно отличную от ВИНК специфику своего бизнеса. Но, главное, появилась бы возможность за счет лучшего анализа более обоснованно корректировать управляющее воздействие на деятельность этого сектора - через внесение соответствующих нововведений и правок в нормативно-правовую базу, причём, именно с учетом специфики бизнеса ННК.

В дальнейшем, опираясь на это, можно было выйти и на узаконивание госрегуляторами самого понятия «ННК» – т.е. на придание компаниям сектора ННК четкого юридического статуса, который должен специально прописан в нормативно-правовой базе регулирования недропользования в сфере разведки и добычи УВС.

Это позволило бы, как считает Елена Корзун, на чётких юридических основаниях оказывать, в случае необходимости для отрасли и страны в целом, адресное государственное стимулирование развития именно этого сектора. Сегодня же это, увы, пока практически невозможно, и во многом именно из-за отсутствия прописанного в нормативно-правовой базе юридического определения того, кто же относится к сектору ННК.

-----

Павел Сорокин, Павел Юрьевич, больше года назад, 7 апреля 2019 г., я размещал здесь в Группе пост «ПУТАНИЦА В СТАТИСТИКЕ ПРИВОДИТ К НЕВЕРНЫМ ВЫВОДАМ И РЕШЕНИЯМ» (см.: https://www.facebook.com/groups/733415503413075/permalink/2122990207788924/), в котором обращал в т.ч. и Ваше внимание на то, что из-за того, что ЦДУ ТЭК так и не выполнило в полной мере решения упомянутого выше протокола о классификационных признаках независимых нефтегазодобывающих компаний, предписывающего выделить из группы «ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ» в отчётности ЦДУ ТЭК отдельной строкой именно НЕЗАВИСИМЫЕ КОМПАНИИ, продолжается искажение информации по сектору ННК. Т.е. в 2019 г. в России в группу «ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ» входило 184 компании, из которых к НЕЗАВИСИМЫМ относилось всего 132 компании.

И вот, мы снова наступаем на те же грабли… А всё потому, что группу «ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ» в стат.очётности ЦДУ ТЭК упорно путают с НЕЗАВИСИМЫМ КОМПАНИЯМИ, которые де-факто являются лишь частью «ПРОЧИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ».

Так, к независимым в этой искажённой статистике по-прежнему ошибочно относят те компании, которые хотя и не являются сами ВИНКами, но с ВИНКами так или иначе аффилированы (например, компания «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.», являющаяся СП двух ВИНКов - «Шелл» и «Газпром нефть»), т.е. имеют специфику и условия ведения бизнеса отличные от ННК. А ещё к «прочим производителям» относится и «Зарубежнефть» с участием государства в её капитале, что также никак не стыкуется с критериями отнесения к независимым компаниям.

Многие могут сказать: «Ну, подумаешь, какая-то путаница в определениях!» Но именно эта путаница приводит к ошибкам в публикациях и неверным трактовкам аналитиков, делающим благостные выводы о кажущемся благополучии. А если всё и так относительно хорошо, то зачем чиновникам стараться и голову ломать по поводу реального сжатия сектора независимых компаний? Так, по их статистике доля независимых компаний в общероссийской составляет 15,3% (см. ниже - цитату с сайта Минэнерго). А на самом деле она который год держится на уровне всего в 4%.

А ведь именно такие относительно небольшие не интегрированные компании, занимающиеся исключительно разведкой и добычей, являются в продвинутых в рыночном отношении нефтяных странах драйверами развития рыночной среды в нефтегазовом комплексе и эффективнее прочих разрабатывают именно мелкие месторождения, которых в российской минерально-сырьевой базе становится с каждым годом всё больше и больше.

-----

Павел Юрьевич, конечно, Вы можете не обратить внимание на мои доводы. Но посмотрите хотя бы повнимательнее на информацию, приводимую на сайте Минэнерго - цитирую:

«По состоянию на 01.01.2020, добычу нефти и газо­вого конденсата (нефтяного сырья) на территории Рос­сийской Федерации осуществляли 292 организаций, имеющих лицензии на право пользования недрами. В том числе:

105 организации, входящие в структуру 11 вертикально интегрированных компаний (далее — ВИНК), на долю которых, по итогам года, суммарно пришлось 84,7% всей национальной нефтедобычи;

184 независимая добывающая компания, не входящая в структуру ВИНК;

3 компании, работающие на условиях соглашений о разделе продукции (далее — операторы СРП).

Основной объем национальной нефтедо­бычи (84,7% от общероссийского показателя) по‑прежнему формируется крупнейшими вертикально-интегрированными компаниями. Одновременно возрастает доля независимых нефтедобывающих компаний, общий вклад кото­рых в суммарном производстве нефти по стране достиг по итогам 2019г. 15,3 %. Из них 3,5 % приходится на операторов СРП». (см.: https://minenergo.gov.ru/node/1209 )

----

Тут бросается в глаза, что в одном случае Минэнерго разделает 184 независимые добывающие компании (повторю, на самом деле – это компании, входящие в статистической отчётности ЦДУ ТЭК в группу «ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ») и 3 компании, работающие на условиях СРП. А говоря о процентах добычи, Минэнерго вдруг объединяет эти компании – цитирую: «… возрастает доля независимых нефтедобывающих компаний, общий вклад кото­рых в суммарном производстве нефти по стране достиг по итогам 2019г. 15,3 %. Из них 3,5 % приходится на операторов СРП». Даже тут запутались.

Короче, неважные дела со статистикой в Минэнерго, Павел Юрьевич. В который раз обращаю Ваше внимание на это. А ведь искажённая статистика приводит к неверным выводам, влекущим за собой неверные управленческие решения.

------

P.S. Какую такую цифровую экономику, коллеги, мы хотим создать, если аж с 2015 г. ЦДУ ТЭК не может выполнить наипростейшего - откорректировать свою программу обработки статистической отчётности так, чтобы независимые компании были наконец реально выделены из графы «Прочие производители» и чтобы не было, наконец, этой путаницы и искажений.

А пока, увы, вновь и вновь приходится вспоминать нетленное изреченье нашего главы МИДа – ну, то, которое про дебилов. :(

Сергей Ветчинин,

администратор группы «Нефтегазовый Мир»


Возврат к списку