тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

РФ держит открытыми спасительные для изготовителей суррогатного дизтоплива налоговые лазейки

15.06.2020

15.06.2020 16:54; Журнал о финансовых рынках «Financial One»: https://fomag.ru/news-streem/rf_derzhit_otkrytymi_spasitelnye_dlya_izgotoviteley_surrogatnogo_diztopliva_nalogovye_lazeyki/

(Рейтер) Производство суррогатного дизтоплива для внутреннего рынка стало в период низких мировых цен спасением для мелких и средних российских НПЗ, использующих лазейки в налоговом законодательстве, тогда как для крупных заводов переработка сейчас невыгодна, говорят участники рынка и показывают расчёты Рейтер.

Эффективность переработки для многих крупных НПЗ в мае была близка к нулю из-за потери таможенной субсидиии в результате падения экспортной пошлины почти в 8 раз, а также по причине слабого спроса и низких цен на нефтепродукты. В июне рентабельность переработки на крупных НПЗ также остается неудовлетворительной, утверждают источники в отрасли.

В этих условиях небольшие НПЗ с простой схемой переработки очень выручила возможность продавать на внутреннем рынке без акциза средние дистилляты, используемые потребителями в качестве заменителя дизтоплива.

Необходимость уплаты акциза и демпфирующей надбавки загнала стоимость дизтоплива на внутреннем рынке РФ на заоблачные высоты, сделав его раем для "суррогатчиков", свободных от дополнительных налоговых выплат - для них продажи внутри страны стали намного выгоднее экспортных поставок.

"В цене нет акциза, демпфер не должны платить, только НДС. Чистая цена (внутреннего рынка) - $450, а котировка (CIF NWE) для нормального дизеля (10 ppm) - $250", - объясняет источник в отрасли.

По оценке Рейтер, расчётная цена экспортной альтернативы в мае для производителей безакцизных средних дистиллятов составляла в среднем менее 16.000 рублей за тонну, а на внутреннем рынке продукт уходил т по цене около 38.000-39.000 рублей за тонну. Потребители суррогатного топлива также оставались в плюсе - средняя цена товарного дизтоплива в мае превышала 46.000 рублей за тонну.

Производители товарного дизтоплива в отличие от "суррогатчиков" включают в цену продукта и акциз, и демпфирующую надбавку - установленный властями специальный механизм, защищающий внутренний рынок РФ от колебаний мировых цен. Из-за их снижения демпфер весной 2020 года стал отрицательным и подлежит уплате в бюджет.

Рынок суррогатного дизтоплива в РФ по разным оценкам составляет 4-6 миллионов тонн в год. Товарного дизельного топлива (Евро-5) на рынок РФ в 2019 году поставлено 38 миллионов тонн.

ПО ДРУГОЙ СТАТЬЕ

Производители легально избегают необходимости уплаты акциза на средние дистилляты, указывая в паспорте топлива содержание ароматических углеводородов более 30%, что выводит продукт из категории подакцизных средних дистиллятов. Взамен продукция небольших и средних НПЗ получает всевозможные наименования: топливо ароматическое, высокоароматический продукт, топливо ароматическое смесевое, газойлевая фракция с высоким содержанием аренов и тому подобные.

Правительство РФ подготовило поправки в Налоговый кодекс, устраняющие лазейки для "суррогатчиков", но законопроект все еще не поступил в Госдуму РФ. https://regulation.gov.ru/projects#npa=96347

Согласно копиям паспортов продукта, которые есть у Рейтер, средние дистилляты, которые используются потребителями в качестве дешевого заменителя дизтоплива, реализуют несколько НПЗ: Антипинский, Кичуйский, Марийский, Менделевский, Николаевский, Новошахтинский, Первый Завод и еще ряд других.

Указанные НПЗ не ответили на запрос Рейтер о комментарии.

По словам технических специалистов по нефтепереработке, прямогонные дизельные фракции содержат, как правило, не более 15% ароматических соединений, а для превышения уровня 30% ароматики, необходимо дополнительно вводить её в топливо.

"30% (ароматических соединений) в прямогонном дизеле не получишь никак. Из обычной нефти этого не будет. Надо дополнительно вводить, например, ксилол. Не так уж много надо - долить еще 15%. Он не слишком дорогой", - объясняет инженер-технолог одной из нефтяных компаний.

ЗОЛОТОЙ МАЙ

Переработка ради реализации суррогатов на премиальном внутреннем рынке стала особенно выгодна в условиях рекордно низких цен на сырье для НПЗ в мае.

Уплата акциза на средние дистилляты в мае, согласно Налоговому кодексу, складывалась бы из ставки акциза 9.585 рублей за тонну и абсолютной величины демпфера - 10.910 рублей за тонну, а с учётом НДС - 24.600 рублей за тонну, что ставило бы производителей товарного и суррогатного дизтоплива в равные условия и делало бы невыгодным для мини-НПЗ продажи суррогата на внутреннем рынке.

При этом, по словам участников рынка, в мае наблюдалось даже небольшое снижение цен на суррогаты из-за ослабления спроса и конкуренции между производителями. Цены на прямогонное дизтопливо в среднем на 7.000 рублей были ниже, чем на товарное. Как правило, этот дисконт составляет около 2.000 рублей за тонну.

Премиальный из-за демпфера внутренний рынок РФ привлекал также поставщиков импортного топлива, но импорт был запрещён со 2 июня. Это избавило производителей товарного топлива от притока конкурентных объемов и позволило укрепить цены на продукт. Повышение цен на товарное топливо и защита от притока внешних конкурентов еще больше улучшило положение дел у "суррогатчиков". На текущей неделе цены на средние дистилляты производители повысили примерно на 1.000-1.500 рублей за тонну.

(редактор Александр Ершов)

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

Абсолютно непонятно, зачем так упорно бороться с ЛЕГАЛЬНЫМИ производителями ЛЕГАЛЬНЫХ заменителей высококлассного дизтоплива, востребованных на ЛЕГАЛЬНОМ рынке?

Неужели не в курсе, что в России ещё полным-полно разных устаревших машин и агрегатов, для которых топливо Евро-5, как собаке 5-ая нога?



Возврат к списку