тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Бюджет поможет газохимии заработать

08.07.2020

Правительство одобрило льготы для новых проектов

08.07.2020 (07.07.2020 16:14, а обновлено в 10:54 08.07.2020); «КоммерсантЪ»: https://www.kommersant.ru/doc/4407010

Правительство все-таки встало на сторону компаний газохимии в споре с Минфином о размере льгот на переработку этана и сжиженных углеводородных газов (СУГ). Согласно внесенному в Госдуму законопроекту, новые крупные заводы по переработке СУГ смогут получить льготу в 4,5 тыс. руб. на тонну сырья с 2022 года, а к 2026 году льгота увеличится до 7,5 тыс. руб. Это серьезно улучшит экономику Амурского ГХК СИБУРа на Дальнем Востоке, а также планируемого проекта «Русгаздобычи» в Усть-Луге.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, устанавливающий обратный акциз на сырье для газохимии — сжиженные углеводородные газы (СУГ) и этан. Фактически речь идет о субсидиях для переработки такого сырья. На данный момент льготы действуют только для нафты, и новый закон должен уравнять эффективность использования остальных видов сырья. Льготы на СУГ и этан являются принципиальными для новых масштабных проектов, заявленных СИБУРом (Амурский ГХК), «Русгаздобычей» Артема Оболенского (ГХК в Усть-Луге) и Иркутской нефтяной компанией (Иркутский завод полимеров). По оценкам Минфина и Минэнерго, обратные акцизы повысят инвестиционную привлекательность 11 проектов, а их внутренняя норма доходности (IRR) вырастет примерно на 2%. Поэтому компании не спешили принимать инвестрешения по этим проектам, ожидая ясности по уровню субсидий.

Но обсуждение этого вопроса в правительстве затянулось. Размер льготы на этан был еще в прошлом году согласован на уровне 9 тыс. руб. на тонну. Но для того, чтобы устранить разногласия относительно размера льгот для СУГ, разработчикам документа — Минэнерго и Минфину — потребовалось больше года. В итоге было решено, что ставка акциза на СУГ с 1 января 2022 года составит 4,5 тыс. за тонну сырья, направленного на переработку. Обратный акциз (то есть льготу в размере акциза) смогут получить компании, которые с 2022 года ввели новые производства по переработке СУГ в продукцию нефтехимии проектной мощностью не меньше 300 тыс. тонн СУГ в год. То есть на существующие проекты льгота распространяться не будет.

Однако для компаний, которые до 1 января 2023 года подпишут инвестиционное соглашение с Минэнерго РФ о создании новых мощностей или модернизации старых, и стоимость таких проектов составит не менее 110 млрд руб., акциз будет индексироваться. Так, он вырастет до 5,5 тыс. руб. на тонну в 2024 году, до 6,5 тыс. руб. на тонну в 2025 году, а с 2026 года составит 7,5 тыс. руб. на тонну.

Как пояснили ''Ъ'' в СИБУРе, «предварительная оценка последней версии проекта федерального закона об обратном акцизе позволяет говорить о возможной экономической эффективности новых нефтехимических проектов, в том числе Амурского ГХК в его расширенной конфигурации». Такой вариант включает в себя комплекс мощностью до 2,7 млн тонн полимеров в год. Стоимость оценивается в $10-11 млрд.

В СИБУРе напомнили, что компания уже провела всю подготовительную работу, но финальное инвестрешение будет приниматься после принятия законопроекта. Также там уточнили, что холдинг оценит эффективность каждого из возможных вариантов применения обратного акциза для других предприятий группы с учетом необходимой суммы инвестиций не менее 110 млрд. руб.

Выпадающие доходы бюджета от обратного акциза на СУГ составят в 2022–2024 годах порядка 40,4 млрд руб. исходя из объемов потребления сырья на уровне 3,2–3,5 млн тонн в год, следует из пояснительной записки к законопроекту. Выпадающие доходы от обратного акциза на этан оцениваются почти в 53 млрд руб. в 2022–2024 годах. Никаких мер компенсации этих выпадающих доходов не предусмотрено. По расчетам агентства Argus, в 2022–2030 годах затраты государства на субсидирование переработки СУГ и этана составят 250 млрд. руб., а дополнительные доходы — 580 млрд. руб., то есть чистые доходы бюджета от стимулирования нефтегазохимии будут на уровне 330 млрд. руб.

Таким образом, Минэнерго одержало победу в споре с Минфином, который настаивал на поиске компенсации и предлагал ввести для этого налог на попутный нефтяной газ. Министерство выступало также против индексации обратного акциза, предлагая закрепить его для всех проектов на уровне в 4,5 тыс. на тонну.

Законопроект также предполагает введение повышающего коэффициента для обратного акциза на нефть для НПЗ. Речь идет о том, что заводы, которые заключат соглашение с Минэнерго о модернизации, будут получать повышенный обратный акциз. Максимальные расходы бюджета в связи с этим повышенным коэффициентом в 2020–2024 годах могут составить 161 млрд руб.

Ольга Мордюшенко


Возврат к списку