тел. (499) 197-74-00
факс. (499) 946-87-11
г. Москва, ул Народного Ополчения,
д.34, стр.1 Бизнес-центр «ЦКБ-Связь»

Сазанов: Потери от изменения демпфера — сумма не запредельная

12.05.2021

А компенсировать потери бюджета от изменений демпфера можно не всем

12.05.2021 17:24; «Нефть и капитал» (OilCapital.ru): https://oilcapital.ru/news/regulation/12-05-2021/sazanov-poteri-ot-izmeneniya-dempfera-summa-ne-zapredelnaya

Вопрос компенсации выпадающих доходов бюджета из-за демпфера за счет НДПИ прокомментировал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов журналистам. «Там не такая запредельная сумма. В любом случае, это не потери бюджета, а выпадающие доходы ФНБ. Потому что это уменьшает трансфер в ФНБ. Если мне не изменяет память, это до 50 млрд руб. за этот год», — сказал он.

Алексей Сазанов также сообщил, что есть предложение исключить недропользователей пятой группы налога на дополнительный доход из числа компаний, которые будут компенсировать потери бюджета от изменения демпфера.

«Там текущей добычи нет, и мы обещали неизменность налоговых условий, потому что это новый регион, поэтому действительно на них компенсационные слагаемые, которые вводятся в формулу НДПИ, не будут распространяться. Только на них», — сказал он.

Ранее вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что потери бюджета РФ от корректировки демпфера на нефтепродукты будут компенсироваться за счет всех плательщиков налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и исключений нет.

Минфин и Минэнерго скорректировали демпфер для оптовых цен на бензин: с 1 мая индикативная цена бензина в формуле демпфера снижена на 4 тыс. рублей по сравнению с действовавшей ставкой, с 1 января 2022 года ее снизят еще на 2,7 тыс. рублей за тонну, с 1 января 2023 года индексацию индикативной цены бензина будут проводить на 3%. Кроме того, планируется снизить с 5% до 3% ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу начиная с 1 января 2022 года, уточняет ТАСС. Регуляторы вынуждены были пойти на эту меру, поскольку с конца прошлого года топливный рынок РФ столкнулся с ростом биржевых цен на бензин, в начале этого года начался рост цен на АЗС.

Сазанов также сообщил, что Минфин в соответствии с поручением Президента рассмотрел предложение главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, озвученное в ходе совещания по развитию нефтегазохимии в декабре 2020 года, о поддержке переработки пропилена на НПЗ. Поддержка могла осуществляться путем применения инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер вычета в виде суммы исчисленного акциза (в том числе повышенного), организациями, использующими нефтяное сырье, прямогонный бензин и пропилен в качестве сырья в нефтегазохимическом производстве, при условии участия таких организаций в инвестиционных соглашениях.

«Минфин необходимости в этом не видит», — заявил Сазанов. Между тем, в Минэнерго ранее заявили, что поддерживают данную идею.

!!! Комментарий пресс-службы АссоНефти:

ДЕЛАЯ ИСКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ОДНИХ, ГОСПОДИН САЗАНОВ УПОРНО НЕ ЗАМЕЧАЕТ ДРУГИХ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЭТО ИСКЛЮЧЕНИЕ НАПРАШИВАЕТСЯ САМО СОБОЙ

===============================================

Получается, что замминистра финансов РФ Алексей Сазанов всё-таки нашёл «исключение из правила», согласно которому потери бюджета РФ от корректировки демпфера на нефтепродукты будут компенсироваться за счет всех плательщиков налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и предлагает исключить из этого полного состава недропользователей пятой группы налога на дополнительный доход.

Но он упорно не хочет сделать аналогичное и вполне мотивированное исключение для независимых (т.е. не интегрированных в ВИНК, не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством и не ведущих свою деятельность на условиях СРП) нефтегазодобывающих компаний (сокращенно - ННК), относящихся, как правило, к так называемому в просторечии малому и среднему нефтегазодобывающему бизнесу.

А ведь в отличие от вертикально-интегрированных нефтегазодобывающих компаний (ВИНК) ННК являются предприятиями так называемого неполного цикла - они не имеют коммерческой нефтепереработки, а занимаются исключительно разведкой, добычей и реализацией добытого сырья. Именно в силу этой специфики своего бизнеса, которую упорно не желает увидеть Минфин ННК просто не могут воспользоваться НИКАКИМ демпфером для нефтепродуктов, в т.ч. и повышенным. Потому что они не производят нефтепродуктов. Так почему же тогда они должны компенсировать демпфер, которым пользуются ВИНК?

Увы и увы, но данная статья лишний раз наглядно демонстрирует, что до сих пор в нашей стране государственное регулирование работы нефтегазового комплекса (НГК) и смежных с ним сегментов экономики настроено исключительно под специфику крупных ВИНК и, к огромному сожалению, фактически абсолютно не учитывает особенности работы сектора ННК.

При этом, в силу устойчивой тенденции измельчания отечественной минерально-сырьевой базы (МСБ) усиление потенциала сектора ННК у нас объективно востребовано, т.к. согласно продвинутой международной практике разработку мелких месторождений эффективнее всех проводят именно небольшие независимые компании. Именно по этой причине в утвержденной в 2020 г. Энергостратегии-2035 было, наконец-то, записано буквально следующее: «Как минимум до 2025 года в связи с необходимостью концентрации и повышения эффективности инвестиций вертикально-интегрированные компании будут доминировать в основных видах деятельности нефтяной отрасли. Тем не менее вследствие ухудшения структуры запасов углеводородного сырья, необходимости повышения инновационной активности, гибкости и адаптивности к изменениям конъюнктуры рынков неуклонно возрастает роль малых и средних нефтегазовых компаний».

Но как часто у нас бывает, практические дела, осуществляемые исходя из сиюминутных выгод, расходятся даже с самыми правильными словами.


Возврат к списку